ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Россия - Франция:
Небесный альянс «Аэрофлота»

Российско-французское сотрудничество
в авиакосмической индустрии

Кризис, поразивший мировую авиацию после террористических актов 11 сентября, не обошел стороной и «Аэрофлот». Компании пришлось в своем зимнем расписании нынешнего года отменить целый ряд рейсов, в том числе в Калькутту, Карачи, Касабланку, Лион, Мехико, Монреаль, Чикаго и ряд других городов. Впрочем, и до сентябрьских событий бизнес у «Аэрофлота» складывался довольно трудно. Бороться с кризисом в российской авиакомпании намерены, используя французский опыт.

Летом прошлого года «Аэрофлот» объявил, что собирается вступить в альянс авиаперевозчиков «Скай Тим». Лидеры этого альянса французская компания «Эр Франс» и американская «Дельта эрлайнз». Участники альянса координируют свои полеты так, чтобы пассажирам было удобно добираться до тех городов, куда эти компании летают. В настоящее время подобные авиационные альянсы перевозят до 70% всех пассажиров в мире. Останься «Аэрофлот» вне одного из таких альянсов, он постепенно утратил бы свои позиции на рынке международных авиаперевозок. В «Скай Тим» входят также такие авиакомпании, как «АэроМехико», «Кореан эр» и чешская ЧСА.

Вопрос о вхождении «Аэрофлота» в «Скай Тим» был темой переговоров между министрами транспорта России и Франции во время визита президента Ширака в Москву. Обсуждался этот вопрос и прошлой осенью, во время встречи тогдашнего премьер-министра Лионеля Жоспена с Михаилом Касьяновым.

Вступление «Аэрофлота» в альянс намечено на 2003 год. До тех пор российской авиакомпании еще предстоит построить новый терминал в аэропорту «Шереметьево». Стоимость создания терминала «Шереметьево-3» оценивается в 250-300 млн. долларов. По окончании строительства в новом аэровокзале будут обслуживаться также «Эр Франс» и «Дельта». В сентябре прошлого года был объявлен конкурс по определению оператора нового терминала. Среди кандидатов на строительство французская компания АДРМ, а также турецкая, немецкая и швейцарско-финская компании.

На управление новым аэропортом, по данным российской прессы, претендуют французская компания «Парижские аэропорты» и Британская ассоциация аэропортов. Шансы французской стороны, как считается, выше, ибо у «Аэрофлота» уже есть опыт сотрудничества с французами. Руководители «Аэрофлота» в начале нынешнего года обсуждали с ними опыт работы «Эр Франс» по выводу компании из кризиса в 1995-2000 гг. и ее взаимоотношения с компанией «Парижские аэропорты».

Тесные отношения российских авиаторов с французскими компаниями и повлияли на выбор «Аэрофлотом» альянса «Скай Тим», ибо, помимо него, существует еще целый ряд международных авиаальянсов.

Например, в конце прошлого года «Аэрофлот» вел во Франции переговоры о покупке «Аэробусов», а в нынешнем году генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов заявил, что его авиакомпания не будет ориентироваться на отечественную технику. Через несколько лет в Европейском союзе должны вступить в действие новые стандарты по шуму самолетов. Тогда большинство российских лайнеров, не удовлетворяя этим стандартам, не сможет летать в Европу. Поэтому «Аэрофлот» и хочет приобрести для своих международных рейсов «Аэробусы».

Кроме того, в нынешнем году Европейский аэрокосмический концерн заключил соглашение с российским Росавиакосмосом, по которому в России будут проектироваться и производиться элементы нового самолета А3Х0. К тому же он решил вести маркетинг и закупать российские ракеты «Союз» для их запуска с французского космодрома в Куру. Кроме того, французские и российские авиастроители совместно занимаются модернизацией российского боевого самолета МиГ-АТ, а французская компания «Талес» принимает участие в разработке бортового оборудования многофункционального истребителя Су-30МК, который Россия намерена представить на тендер в Малайзии.

Российско-французское сотрудничество в сфере авиации на подъеме. Не случайно главы правительств двух стран в свое время заявили, что намерены создавать законодательные и финансовые условия для сотрудничества в области космической и авиационной индустрии.

АНВАР АМИРОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4412, 06 июня 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...