МИР ИСКУССТВА

 

Русские фильмы
в Доме культуры
«Берлин»

Сознание поколений все же меняется

Русской, да и не только русской части населения Берлина широко известно кафе «Бюргер» благодаря Владимиру Каминеру и его нашумевшей книге «Руссен диско». Не столь известен находящийся в соседнем здании русский музыкальный (и не только музыкальный) клуб, названный явно с целью поиронизировать над советским прошлым: Дом культуры «Берлин». Конечно, никакой Дом культуры, скажем Ленинграда или Волгограда, это заведение не напоминает, хоть символом ДКБ и служит красная звезда. Скорее он напоминает какой-то неформальный клоповник в том же самом Питере. Та же атмосфера, такие же люди. Рок-концерты, продажа компакт-дисков и, что отличает ДКБ от подобных заведений в России, русские фильмы. Каждый четверг. По совершенно смешным ценам.

На 9 мая в ДКБ показывали «В августе 44-го» по повести В.Богомолова. В анонсе стояло: «новый русский фильм о войне». Фильм действительно снят недавно белорусским телевидением совместно с российским. По слухам, на снятие этого шедевра Лукашенко выделил миллион долларов. Посмотрев его, можно искренне пожалеть о деньгах белорусских колхозников и рабочих. Содержание фильма ликвидация чекистской спецгруппой разведывательно-диверсионной группы врага, находящейся в Западной Белоруссии. Ликвидация, разумеется, завершается удачно. Убит один чекист, два диверсанта и еще один из них взят в плен живым. Спецоперация позволила не проводить в данном лесу полномасштабную войсковую операцию, на которой якобы настаивал Сталин. В общем, все до боли знакомо и банально. Обычная бредовая писанина советского детектива, где хорошие советские люди борются против изворотливых врагов. Сюжет полон натяжек чисто по советским канонам, герои произведения говорят так, как говорить такие люди тогда не могли, это понятно любому.

Характерно появление такого фильма сейчас наглядный виток ползучей частичной ресоветизации идеологии, хоть Лукашенки, хоть Путина. Ничего необычного. Приятна была реакция смотрящей публики молодежи с бескрайних просторов бывшего Союза. Фильм просто высмеяли. А фраза об «антисоветских элементах, пособниках врага», прячущихся в лесах Белоруссии, была встречена просто улюлюканьем зала. Сознание поколений все же меняется.

Неделю назад в ДКБ показали «Маленькую Веру» популярный фильм эпохи перестройки. Признаться, я этот фильм посмотрел только потому, что не посмотрел в свое время. И не пожалел потраченных двух часов. Во-первых, воочию была видна эпоха: молодежные «тусовки», прически того времени, отношения между людьми на улицах, внешние зарисовки, столовые, некоторые стереотипы поведения. Во-вторых, в картине показан элемент общего кризиса, охватившего страну, кризис общества на уровне семейных отношений. Удар ножом родственника за то, что он не хочет пьянствовать и говорить «за жизнь», был реальностью тогда и, к сожалению, остается сейчас.

В последний четверг, неделю назад, прошел фестиваль русских короткометражных фильмов. Фильм «CASH» берлинского режиссера Юрия Малиновского раскрывал историю ограбления русскими ганстерами банка в столице Германии. Фильм берлинки Анастасии Викторовой рассказывал о семейных сложностях «еврейских беженцев» из России, осевших в Берлине, и демонстрировал воспоминания бабушки режиссера о годах юности. Фильм обрывается на середине. Наверное, такова концепция режиссера, но смысла ее никто не понял. Далее короткометражный немецкий фильм продемонстрировал нелепость образа «крутого» в современном городе. А в конце вечера была показана серия клипов группы «Оле Лукойе», действительно необычных как по цветовой гамме, так и по музыке, близкой к психоделическому джазу, и по своеобразной «первобытно-тёпной эстетике». Эти клипы и были лучшей частью последнего вечера.

РОМАН ШУХЕВИЧ


Берлин



©   "Русская мысль", Париж,
N 4412, 06 июня 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...