МИР ИСКУССТВА

 

«Театр вечен,
его нельзя разрушить»

Интервью с бывшим главным дирижером
Большого театра
Александром Лазаревым

Лазарев Сейчас оркестр отмечает свое 30-летие. В 1974 г. я был одним из первых приглашенных дирижеров, которые с ним выступили. Я был молод, оркестр тоже: ему было три года, мне 28 лет, мы играли 5-ю симфонию Прокофьева. С тех пор мне не раз присылали приглашения, но выступления как-то не складывались. В связи с юбилеем руководство оркестра вновь меня пригласило. Закончив трехмесячное турне в Австралии, я смог приехать во Францию.

Сегодняшнюю программу мы исполнили вначале в Нанте и Анжере. Я поражен тем, что пять выступлений проходили в огромных залах по 2000 мест и при полном аншлаге. Это говорит о колоссальном интересе к музыке и отличной репутации оркестра. Он состоит из музыкантов этих двух городов и на большие программы, как нынешняя, собирается вместе. Мне была приятна эта встреча; многие оркестранты даже помнят тот концерт, который мы играли вместе 28 лет назад.

Русские оркестры славятся струнными; Московская и Ленинградская консерватории всегда воспитывали хороших струнников. В России появлялись самородки-одиночки, которые вдруг умели играть на кларнете или трубе. Скажем, в Ленинграде был замечательный валторнист Буяновский, потом он создал свою школу. Но в принципе у нас нет школы и традиций исполнительства на духовых инструментах (деревянных и медных), а западные оркестры великолепны своими духовиками. Что касается струнников, то их ищут по всей Европе. Россия во многом помогает западным оркестрам, усиливая их струнные группы. Это взаимопроникновение культур. Думаю, что придет время, когда западные духовики будут усиливать наши оркестры. Pourquoi pas?

Предпочтение одно музыка. Если брать музыкальные жанры, то опера самый совершенный жанр, где есть все: исполнительство инструментальное, вокальное, хоровое, танцевальное. Опера самый богатый жанр, все остальное ее составляющие. При выступлении в концерте мне помогает опыт работы в театре: музыка становится зрительной. Скажем, 6-я симфония Чайковского произведение во многом театральное. Работа в театре обогатила мое концертное представление и фантазию.

А меня в Большом театре никто не ограничивал в творчестве, особенно последние восемь лет моей работы. Правда, я согласился на пост главного дирижера в 87-м году, когда уже никто ничего не навязывал, не заставлял ставить то, чего не хочется. Но если я чего-то не хотел делать в Большом театре даже 30 лет назад, то и не делал этого, а делал только то, что мне было интересно. Не могу сейчас клеветать и говорить, что меня там душили и прижимали. Нет. Душили в чем-то, но не в смысле творчества. А когда я возглавил театр, тут уж я сам решал, что будем ставить. Сейчас то же самое. Я отказываюсь от концертов с той музыкой, которую мне не хочется исполнять или другие ее могут сыграть лучше, т.е. играю то, что люблю и знаю, в чем компетентен и есть большой опыт.

Идеи и желание есть, в этом никогда не было недостатка. Но думаю, что надо подождать, время пока еще не подошло.

Как ситуацию отсутствия стратегии, то есть: прожили день и слава Богу. В театре должна быть четкая стратегия, идея, линия развития творчества, конкретная цель и пути ее реализации. Для меня всегда было ясно, и в 1987 году, когда я излагал свою концепцию, то говорил, что Большой театр должен быть домом Чайковского и Римского-Корсакова. Здесь должны быть оперы этих композиторов, и они должны быть хозяевами этой сцены. В те годы я осуществил 7-8 премьер, среди них были оперы не только этих композиторов, но и «Алеко» и «Скупой рыцарь» Рахманинова, которые не шли с 1904 года. В театре появилась в первоначальной редакции «Жизнь за царя» Глинки, правдивая версия «Князя Игоря» Бородина. Были идеи, была команда (Б.Покровский, В.Левенталь), и, повторяю, была концепция, театральная стратегия. Сейчас я этого не ощущаю. Вместе с тем я желаю сотрудникам театра успехов в это трудное время. Но театр вечен, его нельзя разрушить. Большой театр символ нашей культуры, это то, без чего нам трудно жить.

Беседовал
ВИКТОР ИГНАТОВ


Ле Ман Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4412, 06 июня 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...