ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

Посещение общества,
параллельного параллельному

Выставка в берлинском арт-клубе «Информация»

Иногда при посещении тех или иных заведений создается впечатление, что то общество, в котором мы, большинство, живем, есть некоторая привычная действительность, рядом с которой, почти не соприкасаясь с текущей по накатанной колее жизнью, существует параллельное бытие со своими законами. Подобное чувство приходит, если заглянуть на какое-нибудь альтернативное представление, авангардную выставку, концерт малоизвестной группы. Совсем недавно вашего корреспондента посетило «чувство параллельности» мало того, что представленная культура была альтернативней некуда, так это еще была культура русской диаспоры Берлина мини-общества, живущего по правилам, порой совсем не зависящим от правил жизни немецкого или, тем более, российского общества.

В арт-клубе «Информация» прошло открытие выставки-продажи художников Александра Важнина и некоего Г.Шернуса.

Александр Важнин, родившийся в Сибири полвека тому назад, выросший при бурятском дацане, позже закончивший известное Мухинское училище в Петербурге, эмигрировавший в Германию, позже во Францию и опять вернувшийся в Россию, представил ряд работ маслом, а также скульптуру бронзу и дерево. При попытке выяснить хотя бы приблизительное название стиля глава «Информации» Герман «объяснил»: «Если вы спросите об этом у Александра, он просто улыбнется и отойдет от вас это будет ответ. Сам я не могу сказать, в каком стиле или стилях творит Важнин, он просто отражает приятные стороны жизни».

Представленные работы было приятно наблюдать например, картина «Мой сад», простое изображение густой растительности, напоминающее по стилю работы французских импрессионистов, навевала мысли о поистине буддийском спокойствии, царившем в душе художника во время творческого процесса. Часть картин было очень сложно понять: изображение человеческих фигур на белом фоне, отдаленно напоминающих персонажей китайских гобеленов XIX века, с названием «Судьба Парижа». Шкаф, что-то среднее между скворечником и буфетом, работа второго автора, Шернуса. Бронзовая скульптура античного воина с торчащей то ли из головы, то ли из шлема кистью руки.

Но приятнее всего было смотреть на серию работ Важнина, посвященных котам и кошкам. Несколько больших рисунков гуашью, на которых в технике примитивизма, специального подражания детскому рисунку, изображены полосатые, хвостатые и усатые друзья человека. «Кошка Мурка на прогулке», «Котик-матросик». Все животные похожи друг на друга, все удивительно добрые и ласковые, хоть и всклокоченные. Все как будто сошли с твоих детских рисунков.

Впечатление от изобразительного искусства усиливалось звуковым сопровождением «Авангардного дуэта» Влад (гитара, вокал) и Доктор Баян (баян и вокал). Репертуар песен доктора Баяна, исполнявшего также и соло, радовал и печалил. Песни «Мое похмелье меня мучит» на мотив «О соле мио...», плясовой вариант песни об изменении поведения гражданок легкого поведения в Ленинграде-Петербурге в связи с коммерциализацией массового сознания, и, наконец, ремейк (или «каверверсия» как кому нравится) революционно-героического «Щорса», знакомого с детства всем выходцам из СССР. Поскольку вид исполнителя был подчеркнуто маргинальный, а песня скорее горланилась, чем пелась, то получилась очень смешная пародия. И слушатели смеялись не только от этого, но и от удовольствия услышать что-то родное.

Публика несколько десятков человек, часть случайно забредших, часть давно знакомых между собой, толпилась в выставочном зале или ютилась на каких-то огнетушителях и ступеньках перед импровизированной сценой, порой и просто на полу большого, частично захламленного подвала места прошедшего «перформанса».

Короче, был полный авангард. И на редкость приятный.

РОМАН ШУХЕВИЧ


Берлин



©   "Русская мысль", Париж,
N 4412, 06 июня 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...