КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО |
На заседании госкомиссии по подготовке к празднованию 300-летия Петербурга, которое проводил здесь на днях президент Путин, речь шла и о строительстве нового здания Мариинского театра оперы и балета. Художественный руководитель театра Валерий Гергиев сказал: «Мне все равно, открытый или закрытый будет конкурс, но хотелось бы, чтобы в нем участвовали видные западные архитекторы». Однако руководитель Госстроя Анвар Шамузафаров заявил: «Я считаю, что в России тоже есть достойные архитекторы, но в любом случае Госстрой готов объявить конкурс на строительство здания, если появится соответствующее постановление правительства». Вскоре стало известно, что правительство пообещало подписать такое постановление до конца месяца.
Необходимость расширения Мариинского театра и строительства новой сцены стала очевидна давно. Пять лет назад Валерий Гергиев обратился к президенту Ельцину с просьбой рассмотреть вопрос о реконструкции и развитии театрального комплекса, задействовав также памятник федерального значения ансамбль «Новая Голландия», и провести международный конкурс, который позволит выявить лучший проект.
В апреле прошлого года было принято постановление правительства «Об установлении границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения в г. Санкт-Петербурге». Это означало, что федеральные власти могут распоряжаться застройкой данной территории, не согласовывая своих действий с петербургскими. Госстрой провел не конкурс, а тендер на генподрядчика проектных и строительных работ.
Было решено, что новое здание займет территорию по соседству с нынешним зданием театра, только на другом берегу Крюкова канала, где придется снести ничем не примечательный Дом культуры им. Первой пятилетки, жилой дом и среднюю школу. Новую сцену планировалось соединить со старой коридором-мостом.
Вскоре Валерий Гергиев активно поддержал проект, предложенный американским архитектором и дизайнером Эриком Моссом: здание в виде двух огромных наклонных кубов с абстрактными формами из матового стекла. Мосс поставил второй зал на одну ось с уже существующим, поднял новую сцену на три метра выше старой и объединил оба здания некими арьерсценами.
Когда проект в присутствии автора был представлен петербургской общественности, разгорелся скандал. «Мешок с мусором», как назвал свое детище сам Мосс, вызвал резкое неприятие руководителей городских комитетов по градостроительству, архитектуре и по охране исторических памятников. «Вид этого здания вызывает шок, заявил вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров. Если бы проект был осуществлен, он вызвал бы колоссальный диссонанс». Представители комитета по охране памятников в один голос говорили, что такая постройка нарушает сложившийся ансамбль исторической части города, несовместима с обликом Коломны и Театральной площади, набережных Мойки и Крюкова канала.
Валерий Гергиев, напротив, отстаивал проект Мосса, напоминая, что город не может оставаться застывшим, мертвым, здесь должна появляться новая архитектура та, что раздражает, а порой и нарушает единство стиля.
Скандал нарастал, и единственным выходом из конфликтной ситуации стало решение об организации конкурса. «Строительство новой сцены и реконструкция, создание по существу нового театра нового типа это очень важная и благородная задача, в решении которой должны принять участие высокие профессионалы, отметил главный архитектор Петербурга Олег Харченко. Но тут очень важным является выбор, а не навязывание».
Теперь, когда вопрос с проведением международного открытого конкурса практически решен, в нем смогут принять участие такие крупные архитекторы, как Рэм Куулхас и Леон Крие, а также известные отечественные мастерские. Но уже сейчас ясно, что Мосс «разбудил» архитектурную общественность, а Гергиев сделает все, чтобы на обновленной территории Крюкова канала не появилось скучное здание.
Уже достигнута принципиальная договоренность о выделении примерно 80 млн. рублей из федерального бюджета на расселение жилого дома и школы, расположенных на этой территории. После ее освобождения планируется уже в 2003 г. приступить к строительству, которое займет три года. Кроме того, к 300-летию Петербурга будут обновлены фасады старого театра. В начале 2006 г. труппа переселится в новое здание, затем еще год уйдет на переоборудование старой сцены: между двумя зданиями будет сделан стеклянный переход.
В течение нынешнего года будет подготовлен намеченный земельный участок и проведен международный конкурс на архитектурное решение нового здания Мариинского театра.
ИЛЬМИРА СТЕПАНОВА
Санкт-Петербург
© "Русская мысль", Париж,
N 4413, 13 июня 2002 г.
![]() ... |
|
|