РОССИЯ И ЗАПАД

 

Русский центр в Медоне прекращает существование

По крайней мере в своем нынешнем виде

Главное здание русского центра в МедонеЗакрывается знаменитый русский центр в Медоне, известный как Foyer Saint-Georges, а также как Centre d'études russes.

Центр это комплекс зданий, включающих в себя увенчанную звонницей в псковском стиле часовню, в которой на протяжении ряда десятилетий почти ежедневно католические священники совершали богослужение византийского обряда на церковнославянском языке. К зданиям примыкает живописный парк. На воротах, ведущих в парк, надпись: «Le potager du dauphin» «Огород дофина». Более трехсот лет назад в Медоне находилось имение дофина

При оформлении этой статьи использованы открытые фоторесурсы сайта Russie.net, le Web franco-russe. - Web-«РМ»
наследника французского престола. Дофин был очень хворый (так и не дожил до престола), климат в Версале был ему противопоказан, поэтому для него построили дворец в Медоне, высоко на горе. А чуть пониже находился его огород. Звонница на часовнеПозже участок купил драматург Жорж де Порто-Риш. А после Второй Мировой войны в его бывшем имении расположилась школа-интернат для русских мальчиков. Руководили школой и преподавали в ней католические священники из Общества Иисуса (или, как чаще говорят по-русски, из ордена иезуитов). При этом большинство учащихся были из православных семей, и им никоим образом не навязывали католичество; более того, для их духовного окормления приглашали священников, принадлежащих к разным юрисдикциям Православной Церкви. Таким образом, школа оказалась одним из очагов экуменизма задолго до того, как его принципы были провозглашены II Ватиканским собором.

В числе инициатив медонских иезуитов (среди них доныне работающий там о. Андрей Стерпен) было и создание в 1961 г. ассоциации «Пламя», одной из основных целей которой было знакомить христиан Запада с Россией и прививать им любовь к этой стране. Деятельность ассоциации стала со временем находить свое выражение на страницах журнала «Пламя», издающегося по сей день.

С 1963 г. при школе стала действовать иконописная мастерская. Ее возглавил о. Игорь Зендлер немец, который, оказавшись в молодости на Восточном фронте, а затем и в советском плену (именно там к его немецкому имени Эгон по какой-то случайности добавилось русское Игорь), сумел так полюбить Россию и русскую культуру, что в дальнейшем связал с ней всю свою жизнь. Под руководством о. Игоря мастерская работает до сих пор: в ней обучаются и совершенствуют свое мастерство многие люди, желающие освоить искусство иконописи, которые приезжают из стран Европы и Америки и даже из самой России.

С годами многое изменилось. По ряду причин сперва была закрыта школа. Какое-то время Foyer Saint-Georges еще оставался интернатом для русских детей, обучавшихся в медонском лицее, но затем и он прекратил свое существование. Постепенно медонский иезуитский дом был преобразован в Центр изучения русского языка (таким и стало его официальное название).

С конца 1970-х одним из главных направлений деятельности дома стало издание журнала «Символ», обращенного в первую очередь к православной интеллигенции и русским католикам, нуждавшимся в глубоком осмыслении христианского наследия Востока и Запада, а также в анализе проблем современности в свете христианской веры. Директором журнала был назначен французский иезуит о. Рене Маришаль, главным редактором православный мирянин Александр Мосин.

Еще одним важным событием было перенесение в 1983 г. в русский центр в Медоне находившейся в Париже знаменитой Славянской библиотеки, создание которой русским иезуитом о. Иваном Гагариным восходит еще к середине XIX века. В соединении с прежней медонской библиотекой Славянская библиотека составила более 100 тысяч книг, помимо множества хранившихся в ней еще не опубликованных документов, и стала одним из лучших русских фондов всей Западной Европы.

После падения «железного занавеса» роль русского центра в Медоне как своего рода моста между духовностью христианского Востока и Запада заметно возросла. Центр стал одним из «окон в Европу» для многих русских (православных, католиков, просто ищущих), которые желали глубже изучать христианскую традицию или только знакомиться с ней. Здесь находили кров многие студенты, аспиранты и даже маститые ученые, которые приезжали из России для своих научных изысканий; он служил и своеобразным подворьем для групп паломников из стран Часовня, Медонбывшего СССР, едущих в Лурд, Фатиму или Тезе.
   На снимке: Часовня в русском центре, в которой на протяжении ряда десятилетий почти ежедневно католические священники совершали богослужение византийского обряда на церковнославянском языке.

Летом прошлого года руководство Общества Иисуса приняло окончательное решение закрыть медонский дом. Этому не смогли помешать многочисленные протесты общественности как в России, так и во Франции, а также ряда представителей католической иерархии. Официальная мотивировка: такой центр за границей больше не нужен, ибо Католическая Церковь (в т.ч. и иезуиты) имеет уже достаточно возможностей продолжать свою деятельность в самой России.

Имение в Медоне будет продано. Отцы-иезуиты из медонского дома не могут воспротивиться этому решению, ибо связаны обетом послушания. Тем не менее они изыскали возможности сохранить основные направления своей деятельности. Та часть архива, которая имеет непосредственное отношение к ордену, останется, как это и положено, достоянием Общества Иисуса. В то же время основную часть Славянской библиотеки удается компактно разместить в двух библиотеках Лиона, что создаст определенные удобства для дальнейшей работы с ней. Благодаря этому станет возможным продолжить издание «Символа» и «Пламени». Некоторые другие медонские начинания тоже будут продолжены (см. интервью в этом же номере «РМ»: здесь).

Далеко не все согласны с таким путем разрешения сложившей ситуации. Немалое число представителей общественности (среди них известная французская русистка Элен Каррер д'Анкос) считают необходимым оставить центр, включая Славянскую библиотеку, на прежнем месте, пусть и без иезуитского окормления. Была даже создана общественная ассоциация «Le potager du dauphin maintenant» («Огород дофина теперь») для отстаивания и проведения в жизнь этой идеи, которую поддерживают и некоторые представители власти. И хотя Славянская библиотека уже перевозится в Лион, сторонники сохранения русского центра в Медоне не оставляют своих надежд. Сейчас уже известно, что имение купили городские власти, и не исключено, что там действительно будет создан какой-то русский культурный центр.

ПЕТР САХАРОВ


Москва Медон



©   "Русская мысль", Париж,
N 4413, 13 июня 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...