МИР ИСКУССТВА

 

Попытка восстановить
былой престиж

В Москве открылся XII Международный
конкурс имени Чайковского

«Конкурс умер, да здравствует конкурс» так называлась статья в «РМ», опубликованная после предыдущего конкурса, прошедшего в Москве в 1998 г. и разочаровавшего его давних поклонников. Тогда, после десятилетия откровенной деградации, была предпринята попытка вернуть конкурсу былой престиж и обрести финансовую независимость. Но доброе стремление не реализовалось из-за нехватки денег и пассивной роли министерства культуры. Много было суеты, скандалов, несуразностей. Пресса дружно разбранила все: ход самого соревнования, решения жюри, выступления лауреатов и реакцию публики. Почти каждая статья сводилась к тому, что «конкурс Чайковского умер» и нечего пытаться его реанимировать.

Проведение конкурса в нынешнем году было под вопросом. Но деньги нашлись, и организаторы вновь говорят о том, чтобы вернуть конкурсу Чайковского его репутацию. Генеральный директор конкурса Николай Бутов сказал: «Я неожиданно обрадован тем, что билеты на все туры прослушиваний уже распроданы (удалось сохранить невысокие цены), что благодаря государственной и спонсорской поддержке вдвое увеличены суммы денежных премий. Сейчас мы не испытываем финансовых трудностей и можем обеспечить нашим лауреатам не только моральные дивиденды от победы, но и весьма ощутимую денежную премию. Размер первой премии в 20 тыс. долларов ставит конкурс Чайковского в ряд самых богатых конкурсов мира». Отметив, что такая большая премия есть только на двух конкурсах японском Хамамацу и Вэна Клайберна в США (притом оба они лишь фортепьянные, всего с одним победителем), гендиректор прибавил: «У нас победители в четырех дисциплинах, и к тому же будут присуждены вторые премии 15 тысяч и третьи 10 тысяч долларов».

Поверим г-ну Бутову, исполняющему роль гендиректора не в первый раз, но не будем забывать, что падение рейтинга конкурса имени Чайковского это не только отражение финансовой ситуации в стране. Восстановить доверие мировой музыкальной общественности к результатам конкурса одним только повышением премий не удастся. Российские торговые дома и «Аэрофлот», немецкая автомобильная фирма «Ауди» дали денег это хорошо. Но накопилось множество профессиональных проблем: консервативность программ, несогласованность действий членов жюри, некорректное освещение конкурса прессой, перспективы послеконкурсных отношений с лауреатами (организация гастролей, записей) и многое другое, что потребует анализа и усилий специалистов.

На первый взгляд, падения интереса к конкурсу Чайковского не наблюдается: в этом году рекордное число участников 257 из 45 стран. Но заметно меньше европейцев, и резко возрос процент участников из азиатских стран КНР, Японии и Южной Кореи. В этом году жюри каждой дисциплины возглавили новые председатели: Владимир Крайнев (фортепьяно), Владимир Спиваков (скрипка), Александр Рудин (виолончель) и Евгений Нестеренко (вокал). Каждое жюри было сформировано исходя из предложений председателя, поэтому наряду с уже привычными для московской публики именами появились и новые.

Симптоматично было поведение каждого из председателей жюри. Владимир Крайнев от резких заявлений воздержался, но из жюри таинственным образом исчезли самые именитые профессора Московской консерватории: Мержанов, Горностаева и Доренский. Зато появились Наседкин и Штаркман, никогда раньше не проявлявшие интереса к конкурсу Чайковского.

Александр Рудин заявил, что программа виолончелистов безнадежно устарела, и шокировал публику обязательностью исполнения «Вариаций на тему рококо» в первоначальной редакции Чайковского, хотя сам композитор предпочитал редакцию Фитценхагена, которому и посвятил это сочинение. Кроме них, в третьем туре должна исполняться музыка ХХ века. Заявление Рудина, что в 1962 г. «виолончель не была на равных правах с другими инструментами» показалось мне, мягко выражаясь, нескромным. Тогда в жюри сидели Ростропович, Шафран, Пятигорский, Кассадо и Марешаль, а претендентами были Шаховская, Гутман, Хомицер, Фейгин!

Председатель жюри конкурса скрипачей Владимир Спиваков произвел несколько существенных изменений регламента. Во-первых, члены жюри не имеют права голосовать за своих собственных учеников. Во-вторых, отменена балльная система оценок исполнителей, которая провоцировала злоупотребления; теперь есть две оценки: «да» и «нет» и в исключительных случаях полупроходной балл. После каждого тура члены жюри обязаны встретиться с отвергнутыми претендентами и объяснить причины своего решения в присутствии журналистов.

Евгений Нестеренко со свойственной ему дипломатичностью отказался от заявлений и новшеств. Конкурс певцов проводится по старинке.

Конкурс имени Чайковского открылся по случайному совпадению в тот же день, что и чемпионат мира по футболу (и в день рождения Пушкина). Естественно, публика у чемпионата своя и нигде вроде бы не должна пересекаться с музыкальными мероприятиями... Ан нет, произошел-таки печальный инцидент: китайский скрипач Си Чень попался под руку футбольным дебоширам и получил травму плеча. Оргкомитет счел нужным отложить его выступление на последний день второго тура, а также убедительно попросил конкурсантов избегать прогулок по Москве на все время конкурса.

Уже закончился конкурс скрипичных дел мастеров, где были представлены скрипки, альты, виолончели и смычки для них. Традиционно это соревнование проводится в преддверии основной части конкурса. Инструменты сдаются инкогнито, под девизом. На первом туре инструмент рассматривают, на втором и третьем слушают. Единственную золотую медаль (за скрипку) присудили Игорю Улицкому, которого в его сорок лет называют «молодым мастером». Это действительно начало пути: вспомним, что Антонио Страдивари достиг пика карьеры только в шестьдесят лет. Повысились и вознаграждения мастерам: конкурсные премии за инструменты составляли 12, 8 и 5 тысяч долларов, за смычки от шести до двух.

Вторая премия у польского скрипичного мастера Иоанны Плес, третья у ее соотечественницы Дануты Павликовской. За альт вторая премия у Флориана Гейера из Германии, третья у поляка Богдана Каспшитского. Вторую премию за виолончель тоже получил мастер из Польши Кшиштоф Крупа. Третью Такафуми Фукуда из Японии.

Через неделю будут известны лауреаты конкурса имени Чайковского, имена которых мы сообщим читателям.

ВИКТОРИЯ ГАНЧИКОВА


Москва Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4414, 20 июня 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...