ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Свое газовое сообщество

С Казахстаном и Украиной Россия уже договорилась.
На очереди Азербайджан, Иран и Туркмения.

Совместные нефтегазовые проекты Москвы и Астаны стали стремительно набирать обороты после того, как две страны установили географические координаты прохождения модифицированной средней линии, разграничившей дно Каспия, и договорились о совместном равном участии в разработке месторождений, расположенных по обе стороны этой линии. Ряд актуальных вопросов, связанных с сотрудничеством в топливно-энергетической сфере, обсуждался, к примеру, в недавнем телефонном разговоре президентов Путина и Назарбаева. На повестку дня встает вопрос о привлечении других заинтересованных государств к каспийским разработкам.

Ссылаясь на анонимные источники, близкие к руководству «Роснефти», информагентства сообщают, что на рассмотрении в правительстве России находится вопрос о том, чтобы назначить эту госкомпанию уполномоченной от российской стороны по освоению крупного месторождения Курмангазы на шельфе Каспийского моря. Одновременно «Газпром» распространил информацию о подписании соглашения с «Роснефтью» по совместным действиям в этом направлении.

Нефтегазовое месторождение Курмангазы, находящееся на шельфе Каспийского моря на линии раздела между Россией и Казахстаном, в соответствии с протоколом должно разрабатываться на паритетных началах обоими государствами на условиях СРП (соглашение о распределении прибыли). Нефтегазовая компания «КазМунайГаз» стала оператором 50-процентной казахстанской доли. 25% будет закреплено за российской уполномоченной компанией. На оставшуюся четверть проекта Россия получила первоочередное право выкупа.

«Роснефть», ставшая в начале года оператором по СРП на Сахалине, рассматривалась как первый кандидат на место уполномоченной правительством на Курмангазы. Однако с целью укрепить свои позиции она заручилась поддержкой «Газпрома». Ее сотрудничество с газовым гигантом развивается вовсю. Теперь руководители этих компаний Алексей Миллер и Сергей Богданчиков подписали соглашение о намерениях, предусматривающее объединение усилий двух компаний в проекте освоения Курмангазы на шельфе Каспийского моря. Согласно этому документу, «Газпром» и «Роснефть» будут оказывать друг другу поддержку в получении 25-процентной доли участия в проекте.

За несколько последних недель идея газового альянса, хотя официально и не высказывалась, получила практическое воплощение. Сначала Владимир Путин обозначил параметры договора «Газпрома» и «КазМунайГаза» о транзите казахского газа в Европу, затем в минувшие выходные дни президенты России и Украины подписали совместное заявление по сотрудничеству в газовой сфере. Это сотрудничество тесно связано с проблемами раздела Каспия, и тут тоже есть реальные успехи: Россия и Казахстан подписали соответствующее соглашение, а с главой Азербайджана Гейдаром Алиевым удалось подтвердить принципы раздела Каспийского моря.

Главным союзником России в создании газового сообщества стал Казахстан. Уже сейчас можно сказать, что их диалог в этой области протекает особенно динамично и конструктивно. Сделав шаг навстречу по вопросу о разделе Каспия, Нурсултан Назарбаев получил очень выгодные условия по транзиту своего газа в Европу. Вместо продажи газа «Газпрому» на границе с Россией по фиксированной цене казахский газовый монополист становится полноценным партнером российской компании по экспорту газа на европейские рынки. Одновременно российская сторона получила стратегический перевес в урегулировании вопроса по статусу Каспия, что чрезвычайно важно в условиях явного кризиса каспийского диалога из-за жесткой позиции Ирана и Туркмении.

Тем не менее одной из основных целей политики России в газовой сфере на среднеазиатском направлении следует признать привлечение в альянс Туркмении, второй по величине газодобывающей страны в этой части мира. И как раз здесь наблюдаются наибольшие сложности. Туркменбаши, как известно из неофициальных источников, добивался от России согласия на транзит туркменского газа на внутрироссийских условиях, т.е. на принципах равнодоступности и оплаты по тарифам, которые устанавливает Федеральная энергетическая комиссия для отечественных независимых производителей. Отказ российской стороны от этого предложения стал причиной резкого поворота в политике Туркмении. Кроме того, Ашхабад занял выжидательную позицию, не желая конфронтации с Тегераном по вопросу о статусе Каспийского моря.

Не прошло и месяца после ашхабадской встречи глав прикаспийских государств (см. «РМ» N4407), как в Пакистане было подписано соглашение о строительстве Трансафганского газопровода из Туркмении через Афганистан в Пакистан (см. статью на этой же странице). Тем не менее, по мнению осведомленного источника в российских газовых кругах, в перспективность реанимированного проекта мало кто верит. Строительство газопровода в нынешних условиях сомнительно как с экономической точки зрения (финансовое обоснование, рынки сбыта), так и с позиций безопасности в регионе, одном из самых нестабильных в военно-политическом смысле. Поэтому есть основания полагать, что об этом проекте вспомнили с целью давления на Россию по вопросу о статусе Каспия, а заодно и в сфере транзита туркменского газа.

Азербайджан проявляет намерение подписать двусторонний документ с Россией по Каспию (в основном он уже согласован), но в ходе недавнего визита Алиева в Санкт-Петербург соглашение, как известно, так и не было подписано. Официально речь шла о необходимости согласования «технических» деталей. Однако в кулуарах это объясняют наличием у Азербайджана общей границы с Ираном, а также нежеланием Москвы ссориться с Тегераном из-за Каспия. Тем не менее есть надежда, что российско-азербайджанские проблемы будут урегулированы в довольно короткие сроки.

Что касается западного направления, то, судя по всему, большая часть политических сложностей уже позади. Украина все же согласилась на то, чтобы Россия (в лице «Газпрома») участвовала в управлении украинской газотранспортной системой. Хотя речь идет об участии в международном консорциуме ряда западных стран (прежде всего ФРГ), это прежде всего существенный прогресс в российско-украинских газовых отношениях, которые в последнее время развиваются просто прекрасно. «Газпром» даже отказался от строительства газопровода-перемычки в обход украинской территории через Белоруссию.

Аналитики в Москве считают, что с соглашений России с Казахстаном и Украиной начался процесс формирования единой политики евразийских государств, занимающихся экспортом и транзитом газа. Очевидное российское доминирование в газовой сфере (как экономическое, так и геостратегическое) дает России возможность проявлять инициативу по созданию организации, способной сохранить баланс интересов между всеми участниками газового рынка.

ИРАДА АГАЕВА


Баку



©   "Русская мысль", Париж,
N 4415, 27 июня 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...