ПУТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

«Русская мода. 200 лет»

Выставка в Антверпене платьев и аксессуаров
из коллекции Александра Васильева

Хотя профессиональная жизнь русско-французского театрального художника и историка моды Александра Васильева уже на протяжении более 15 лет тесно связана с Бельгийским королевством, вещи из его богатой коллекции впервые показаны в этой стране.

Открытие выставки «Русская мода» состоялось 15 июня в выставочном зале православного храма Рождества Христова. Эта выставка организована группой «Artgroup International», которая осуществила в Бельгии несколько важных проектов, среди них установку памятников Петру Первому в Антверпене и Пушкину в Брюсселе.

В коллекции Александра Васильева более 500 платьев и 3000 аксессуаров. И потому, показывая свои сокровища в разных странах, он имеет возможность выбирать то, что более подходит в том или другом месте.

Город Антверпен, давший миру плеяду прославленных фламандских модельеров, таких, как Анн Де Мелеместер, Дрис Ван Нотен, Дирк Ван Сане, готовится к открытию своего собственного музея моды. Многие из них учились в Академии художеств, где курс истории моды им преподавал Александр Васильев.

Некоторые вещи из его коллекции хранятся в парижском Музее моды. Возможно, другие попадут в антверпенский.

На нынешней выставке представлены платья и аксессуары эпохи русских царей аристократов, буржуазии, интеллигенции, олицетворяющие 200 лет русской моды с середины XVIII-го и по 30-е годы ХХ века. Эти вещи дают представление об образе жизни различных, но исключительно зажиточных слоев населения России. Задача выставки показать еще одну сторону художественной истории русской жизни, убедить бельгийцев, что в России тоже были свои модницы и модельеры, которые создавали замечательные туалеты. Разнообразные вещи, изготовленные парижскими домами моды и привезенные в Россию или созданные русскими модельерами в России, а после 1917 года в эмиграции, убеждают, что это так.

Костюмы выставлены в хронологическом порядке, начиная с маскарадных (в стиле нарядов богатых украинских крестьянок), зимних платьев XVIII века и кончая тремя платьями 1930-х. Самое большое количество нарядов относится ко второй половине XIX и началу ХХ века. Платья дневные, дорожные, бальные, визитные, летние и зимние, костюмы для верховой езды выполнены из разных материалов: шерсти, хлопка-кисеи, шелка плотного и легкого креп-жоржета, богато украшены кружевами, аппликациями, вышивкой, жемчугом и бисером, некоторые расшиты золотой нитью. Они дополняются блузками, пелеринами, зимними шубками. В витринах представлены аксессуары: флаконы для духов, портбуке, перчатки, шали, шляпы, кички, кокошники, туфли, веера, зонтики, такие экзотические предметы, как футляры для визитных карточек, щипцы для растягивания перчаток, выполненные из слоновой кости, вечерние сумочки, кошельки и кисеты.

Александр Васильев начал собирать свою коллекцию еще в детстве, в России. Позже он смог приобрести замечательную коллекцию кокошников у бывшего сербского посла в России. Созданные в Твери, Олонце, Санкт-Петербурге, Новгороде и Вологде, расшитые жемчугом, украшенные вышивкой, они свидетельствуют о повсеместном высоком мастерстве творцов.

Самое большое количество выставленных нарядов поступило из гардероба Татьяны Налбандовой. В 1913 г., поехав на каникулы в Париж, она взяла с собой много нарядов. Началась война, потом революция, мода изменилась. Будучи женщиной богатой (ей принадлежал завод «Петровская водка»), Татьяна сменила гардероб, а сундуки оставались неоткрытыми до середины 1990-х. Теперь мы можем насладиться замечательным искусством французских и русских мастеров.

На выставке находятся два уникальных платья, изготовленных по рисункам Льва Бакста в московском доме моды Надежды Ламановой для прима-балерины Большого театра Екатерины Гельцер. Это вечерние труакары из тюля, вышитые шелком и бисером, темный и светлый.

Надежда Ламанова была известным русским модельером и поставщицей двора. В настоящее время в Эрмитаже проходит выставка платьев, которые она выполнила для Александры Федоровны, последней русской императрицы (см. «РМ» N4406). Во время революции Надежда Ламанова была арестована, а ее фирма национализирована. После освобождения она была приглашена Станиславским в театр и создавала костюмы для спектаклей. Очень мало вещей из ее уникальной коллекции дошло до наших дней.

На выставке можно увидеть несколько вещей, принадлежавших Людмиле Васильевой-Лебедевой, приятельнице адмирала Колчака. После разгрома Дальневосточной республики она уехала в Китай и позже в Австралию. Черное платье, украшенное белыми чайками, она сшила в Китае в 1930-х.

Великая княгиня Мария Павловна, кузина императора Николая II, оказавшись в эмиграции, открыла в Париже дом моды «Китмир». На выставке можно видеть прекрасные творения этого дома моды вечернее платье стиля чарльстон из вышитого бисером креп-жоржета (1925), и вечернее платье, вышитое бисером и блестками (1928).

Русские дома моды появлялись там, где оседали русские эмигранты. Одним из первых мест был Константинополь. Вечернее платье из шали каирской работы из гардероба княгини Ольги Орловой, переливающееся оттенками сине-зелено-голубых красок, вводит нас в сказочную атмосферу Востока.

Уникальная пара зимних сапожек, вышитых и отороченных мехом, была изготовлена в Париже, но навеяна дягилевскими «Русскими сезонами». Так что русские экзотические спектакли оказали значительное влияние на парижскую моду начала века.

Последние три платья, завершающие выставку, выполнены в СССР: вечерние, длинные, строгие, а одно украшено по воротнику трехцветной ленточкой ордена Ленина.

Выставка продлится до 31 августа. Открыта ежедневно, кроме понедельника, с 11 до 17 часов по адресу Charlottalei, 3-A в выставочном зале храма Рождества Христова в Антверпене. Телефон : 323-3-235.14.81

Предлагаем посетить сайт: http://www.vassiliev.com/

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ:
интервью с Александром Васильевым.

ЛАРИСА ДОКТОРОВА


Антверпен Брюссель



©   "Русская мысль", Париж,
N 4416, 4 июля 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...