ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

ПАРИЖСКОЕ ЛЕТО

По художественным галереям

На авеню Матиньон

Эта респектабельная улица пестрит именами знаменитостей.

Ива Танги как отклик на нашумевшую выставку «Сюрреалистическая революция» в центре Ж.Помпиду можно увидеть у Даниэль Маленг. Две трети работ (помеченные зелеными кружочками) не продаются. Все они принадлежат частным коллекционерам.

Морис Гарнье, когда-то преданный друг Бернара Бюффе, ныне обладатель самой большой коллекции художника, экспонирует работы последних лет его жизни. Бюффе по-прежнему держит пальму первенства по популярности среди французских мастеров последней четверти ХХ века, и не удивительно, что цены на него остаются заоблачными (от 100 до 228 тысяч евро).

Самая обширная по площади столичная галерея «Таменага» и ее соседка «Йоси» принадлежат японцам, продвигающим мастеров страны восходящего солнца.

Жером де Нуармон, уже устраивавший разные провокационные выставки, на сей раз предлагает зрителю Беттину Реймс. «Комната терпимости» была задумана еще в 1991 г., и работа над циклом продолжалась десять лет. Иногда она показывала часть фотографий из этой серии, перемежая их с не менее скандальными работами типа портретов транссексуалов. Но полностью все 85 снимков Б.Реймс впервые выставила этим летом у Нуармона. По этому случаю витрины галереи покрыли матовой пленкой, дабы не смущать взоры прохожих. Все фотографии одного размера, большие и яркие, без недомолвок и экивоков. Позирующие девушки не модели. Фотохудожница искала нужные ей типажи на улице, объясняла задачу и приглашала дам в дешевые номера отелей с довольно мерзкими облезлыми обоями в крупный цветочек и выцветшими покрывалами.Экстер Среднестатические горожанки не задумываясь обнажались перед камерой, с усмешкой глядя в объектив, низводя свое поведение до уровня банальности. В кадре обыденно все: место, действие, персонаж. В результате голый вуайеризм. На любителя.

В Маре

Этот квартал еще двадцать лет назад мирно дремал, покрытый пылью веков. Очнувшись от спячки, он вставил новые большие стекла-витрины в первые этажи особняков XVII века, оборудовал в погребках выставочные залы и интенсивно зажил современным искусством. Злые языки судачат, что сначала здесь сформировался квартал «голубых», а они неравнодушны к искусству и охотно его покупают. Потому и потянулись сюда галерейщики.

Один из них, Бруно Делару, устроив выставку Бернара Праса, тут же попал на страницы известного французского журнала современного искусства «Ар актюэль». И к нему сразу зачастила Айзенберг публика, в принципе заслуженно. Бернар Прас, художник с двадцатилетним стажем, три года назад взял в руки фотоаппарат. «Я хотел сохранить воспоминание о моих инсталляциях и начал их фотографировать. Видение живописца осталось, изменилась лишь техника. И ощущение: как будто мне ампутировали руки». Прас делает не тривиальную инсталляцию. Для начала он обшаривает барахолки («блошиные рынки»), выискивая там всяческую несуразицу. Так, для «Гейши» ему нужны были следующие цвета: черные (волосы), белые (лицо) и несколько ярких для губ и платья. Художник купил старые черные пластинки, веера, щетки для пылесоса, вазы, а также белые гипсовые руки и небольшие фигурки, разноцветные ракушки, японские цветастые веера и еще кучу никому ненужных безделушек. Раскидал все это на небольшом столике вышла замечательная японка, вот только любоваться ею надо, глядя через объектив, прикрепленный под определенным углом. Фото, обессмертившее красавицу, висит здесь же, на соседней стене. Тем же способом были реализованы в разное время портреты М.Монро, Ван Гога, Эйнштейна. Самая дорогая инсталляция на выставке «Романовы» (18 тысяч евро) стоит в отдельном подвальном помещении, тускло сверкая смешением дешевых икон, вырванных компьютерных схем и грошовых женских украшений. Лица коронованных особ легко узнаваемы, ощущение в погребе жутковатое, и хочется скорее вынырнуть на свет Божий.

У знаменитой Попова галерейщицы Денизы Рене проходит выставка «Арп Альберс: встреча двух друзей». Альберсу посвящена еще одна летняя выставка в музее Помпиду «Бахаус 1919-1933 и Париж».

Выставляют иностранцы

У Сабины Пюже можно увидеть Акико Ториуми, одно из подтверждений особенности летнего сезона обилия мастеров с азиатского континента.

Еще одна особенность Парижа: его считают своим не только авторы, съехавшиеся сюда с пяти континентов, но и зарубежные маршаны, торговцы искусством, владельцы галерей, обосновавшиеся во французской столице.

Немец Карстен Грев впервые представляет в Париже американскую фотохудожницу Лин Дэвис (ее работы демонстрировались на прошлогоднем ФИАКЕ, представленные британской галереей). В залах можно увидеть большие форматы гигантских айсбергов Гренландии, бескрайних пустынь Судана и Египта.

У австрийца Тадеуша Ропака висят странные круглые полотна Георга Базелица. Темы навеяны советской живописью 30-50-х годов (с обязательным упоминанием исторических персонажей), работы пребывают на стенах в опрокинутом состоянии: зритель попадает в мир, где все перевернуто с ног на голову.

Близ бульвара Сен-Жермен

Это один из главных перекрестков художественной жизни города. Жаль, конечно, что послевоенная традиция старого квартала постепенно тонет в разрастающейся сети бутиков и наплыве «негалерейных» туристов. Тем не менее любопытная экспозиция открылась у Злотовского «Русский авангард, театр и балет. 1910-1930». Она удачно предваряет грандиозный русский сезон, который начнется в октябре в столичном театре «Шатле».

На обозрение и продажу выставлены эскизы костюмов, выполненные А.Экстер, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, Н.Альтманом, Б.Анисфельдом, рисунки и проекты декораций Н.Мусатова, С.Лисима, А.Веснина, гуаши Л.Поповой на темы сказок Пушкина, работы В.Татлина и С.Чехонина. Издан каталог выставки.

Камель Менур, получивший известность в последние годы в связи с выставками Питера Берда и Нобуеси Араки, предлагает каллиграфические работы Анри Мишо и Чжао Уцзи (в латинской транскрипции Zao Wuki) произведений удивительно созвучных, несмотря на большой разрыв во времени. Графика Мишо датирована 1958-1960 гг., Чжао Уцзи показывает свои последние, прошлогодние работы. Более поздний период французского поэта и художника (80-е годы) демонстрирует другая известная столичная галерея Тессы Герольд (в Маре).

ЕЛЕНА ЯКУНИНА


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4416, 4 июля 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...