МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Израиль:
Моше сменил Шауля

9 июля приступил к своим обязанностям новый начальник генерального штаба израильской армии генерал-майор Моше (Буги) Яалон, который был заместителем начальника генштаба генерал-лейтенанта Шауля Мофаза, ушедшего в отставку. Должность начальника генерального штаба высшая в армии, а человек, занимающий ее, одна из ключевых фигур в израильской политике.

Израиль: генерал-майор Моше ЯалонМоше Яалону 52 года. Он родился и вырос в городе Кирьят-Хаим недалеко от Хайфы. Старожилы еще помнят толстого, щекастого мальчика Мишу - среднего сына Давида и Батьи Смоленских. Прозвище Буги он получил в 12 лет от приятелей. Как это принято в Израиле, людей, даже занимающих самые высшие посты в государстве, практически официально называют прозвищами, полученными в детстве или в армии. Будущий генерал рос в семье, в которой родители говорили по-русски и свято верили в идеи Маркса-Ленина-Сталина.

Фамилию Смоленский Миша сменил в 1968 г., когда был призван на военную службу. «Яалон» название подразделения военно-морского флота, в котором он служил. После трех лет срочной службы вышел «на гражданку» в звании старшего сержанта.

Он вернулся в свой город, женился и два года работал трактористом в соседнем киббуце. О военной карьере не помышлял.

Резервистскую службу проходил в парашютных войсках. Во время войны Судного дня (октябрь 1973) в составе особого подразделения участвовал в тяжелейших боях в районе Суэцкого канала. Его способности оценили и по окончании войны послали на офицерские курсы, которые он закончил с отличием.

Яалона назначили командиром разведывательного отряда в десантные войска. Затем, несмотря на то, что он носил очки, его перевели в отборное подразделение генштаба «Сайерет-маткаль», где он тоже проявил себя наилучшим образом при планировании операций и вскоре стал заместителем командира подразделения.

К началу ливанской кампании (1982) Яалон командовал бригадой, в ходе боев получил тяжелое ранение. В 1986 г. его отправили в Англию, в одну из школ для высшего командного состава. В 1987-м тогдашний начальник военной разведки Амнон Липкин-Шахак предложил Яалону стать командиром «Сайерет-маткаль». Вместе с должностью он получил и звание полковника.

Период его командования спецназом вошел в историю как один из самых благополучных. После окончания каденции в спецназе Яалон, как это принято в Израиле, прошел переподготовку в бронетанковых войсках, а вскоре получил степень бакалавра политологии.

В 1992 г. начальник генштаба Эхуд Барак произвел его в бригадные генералы и назначил командующим войсками на территории Иудеи и Самарии (Западный берег реки Иордан). Он прославился тем, что провел ряд серьезных изменений в действиях армии на территориях, в частности резко увеличил объем и масштаб операций, проводимых спецназом.

Через некоторое время все тот же Липкин-Шахак, сменивший Барака на посту начальника генштаба, назначил Яалона начальником военной разведки. По окончании этой каденции Яалон стал командующим Центрального военного округа, считающегося одним из самых сложных в Израиле. В него входят территории Иудеи и Самарии, расположено наибольшее количество поселений. В сферу его ответственности входит также Иерусалим.

В 2000 г. Яалон сменил Узи Даяна на посту заместителя начальника генерального штаба. Именно с этого момента он стал рассматриваться как самый серьезный претендент на роль начальника генштаба.

На этот пост также претендовали начальник военной разведки генерал Амос Малка, командующий ВВС генерал Дан Халуц и глава Комитета по национальной безопасности генерал Узи Даян. Но из четырех достойных кандидатов был выбран именно Яалон.

Местные аналитики отмечают, что назначение Яалона на высший армейский пост государства не вызвало возражений ни у правых, ни у левых. Это объясняется прежде всего тем, что оба лагеря считают его своим.

Это назначение одобрительно встретили и широкие слои населения, которым Яалон импонирует своим «простым происхождением», отсутствием элитарности и снобизма, свойственных части высшего офицерства. В то же время он пользуется уважением у армейской верхушки и в среднем звене армии и не имеет явных противников в политических кругах. Аналитики отмечают, что в нынешней обстановке Яалон был действительно наилучшей кандидатурой в преддверии грядущего военного конфликта в регионе.

Новый начальник генштаба, на счету которого множество спланированных операций, по мнению сослуживцев, никогда не отличался редкими творческими способностями, но никогда не допускал и тяжелых провалов. Яалон считается приверженцем непримиримой борьбы с терроризмом, и ожидается, что он способен предложить новые пути борьбы с палестинским насилием.

Яалон действительно специалист по ведению локальных военных конфликтов и разработчик доктрины использования больших масс бронетехники в локальных боях, особенно включающих оперативные действия против небольших террористических группировок.

P.S. Как сообщил местный еженедельник «Русский израильтянин», недавно во время ремонта армейской уборной солдаты, отдиравшие с его стен старую краску, неожиданно наткнулись на выведенную над унитазом надпись: «Чтоб она сгорела, эта армия! Поскорей бы уж дембель! Рядовой Шауль Мофаз, 1967 год».
Генерал Мофаз дождался своего «дембеля»...

К.К.

Правда, в свое время эта теория вызвала большие разногласия в генеральном штабе.

Еще одна сильная сторона Буги его умение наладить хорошие отношения со всеми коллегами и подчиненными и заставить каждого действовать наилучшим образом.

Новый начальник генштаба считается в Израиле твердым приверженцем жесткой военной линии в отношениях с палестинцами, поэтому многие аналитики убеждены, что его назначение отражает подготовку страны к боевым действиям, которые ожидаются на Ближнем Востоке в ближайшее время.

КОНСТАНТИН КАПИТОНОВ


Тель-Авив



©   "Русская мысль", Париж,
N 4417, 11 июля 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...