РОССИЯ СЕГОДНЯ |
Прислушайтесь к речи окружающих вас людей, к выступлениям общественных деятелей на телевидении или радио, и вы непременно услышите многократно повторенное «как бы». Откуда оно взялось, это явно лишнее присловье, и почему стало таким ходовым?
Ну, скажут мне, из нашей языковой культуры, конечно. В ней просто такая тенденция заложена рождать слова-паразиты. Не буду спорить, но предложу и свою версию.
Вот выступает человек на телевидении и говорит: с одной стороны, гражданин Быков осужден на 6 с половиной лет за покушение на убийство, он как бы опасный уголовник, а с другой стороны осужден условно и освобожден в зале суда, то есть как бы и не опасен для окружающих.
Возникает впечатление, что он преступник, но какой-то не настоящий, будто не из жизни, а из кино, где киллеры сплошь и рядом исправляются, особенно если влюбляются. В жизни, правда, перспектива иная: не любовь, а кресло губернатора. Оно если и не исправляет, то защищает от уголовных преследований. Хочешь не хочешь, появляется мысль, что и суд какой-то не настоящий. Так и тянет сказать: как бы суд.
А вот полковник Буданов не покушался на убийство, а просто убил девушку-чеченку, в чем и признается. Но он опять же как бы не настоящий преступник, не торопитесь клеймить его как убийцу: печально известные эксперты из института Сербского, по чьему-то заказу усадившие в свое время многих инакомыслящих в психушки, признали его невменяемым в момент преступления. Вот был-был как бы нормальным, командовал танковым полком, но вдруг стал как бы невменяемым, на сколько-то там часов и минут, ровно на столько, чтобы привезти в часть свою будущую жертву, раздеть, помучить и задушить, а потом, как вполне вменяемый, решил скрыть убийство приказал девушку закопать.
Не знаю, что решит суд, но вот вокруг него ходят люди с плакатами: «Руки прочь от Буданова», «Свободу полковнику Буданову», пишут на телевидение, что суд над ним оскорбление нашей армии и в чеченской войне убить чеченку не преступление, а чуть ли не доблесть... Они как бы вменяемые, таковыми их наверняка признали бы те же эксперты из института Сербского. Они как бы патриоты и защитники национальных интересов. Тут снова возникает ощущение, что все это не настоящее, а организованная игра. Игра в бисер, в которой кто-то незримый должен крупно выиграть вот от этого как бы патриотизма и как бы защиты нашей славной армии.
Но это все из области уголовщины. Однако, когда у нас говорят об экономике, тоже постоянно звучит «как бы», даже если и не всеми произносится. Вот та же инфляция: ее, по словам руководителей правительства, как бы почти и нет, но цены все выше, а доллар все дороже. Зарплаты и пенсии как бы постоянно растут, но во многих регионах их просто не получают, а уровень жизни в стране никак не доберется до додефолтного. Жилищная реформа как бы уже идет, но проявление ее пока одно повышение платы за коммунальные услуги.
Что касается политики и управления, то напомню: президента у нас избирали с полной уверенностью, что он «наведет порядок». Некий абстрактный порядок у нас просто всенародная мечта. Так вот в Чечне он порядок как бы навел, только почти каждый день средства массовой информации сообщают, сколько народу погибло при взрывах, обстрелах, «зачистках». Боевики уже давно как бы разгромлены, но министр обороны только что с гордостью объявил: благодаря вовремя полученным оперативным данным удалось предотвратить захват Грозного войсками Масхадова. Все было детально спланировано, чуть бы, мол, зазевались, они и захватили бы. Хотя, напомню, что их как бы и нет... Примерно такая же картина в борьбе с коррупцией, тяжкими преступлениями, заказными убийствами и грабежами, ликвидация которых и представляется нашим гражданам воплощением наведенного порядка.
По-моему, злополучное «как бы» и стало у нас постоянным присловьем, потому что во всем, что происходит в стране, есть какая-то ненастоящесть, неполноценность, недоделанность, непроясненность, даже призрачность. Информация так запутана и противоречива, что люди в ней постоянно сомневаются и, о чем бы ни говорили, подстраховываются этим «как бы».
Вот так как бы и живем.
АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4417, 11 июля 2002 г.
![]() ... |
|
|