ФЕСТИВАЛЬНОЕ ЛЕТО

 

Чехов на сцене Папского замка

Интервью с директором Авиньонского театральный фестиваль Бернаром Февром д'Арсье

Зрительный зал Папского замка был построен 20 лет назад по модели елизаветинского театра для спектаклей в духе Арианы Мнушкиной, т.е. театра эпического по преимуществу. Такой зал предполагал определенные, строго ограниченные правила выбора репертуара: только великое и грандиозное, как хроники Шекспира или мистерия Клоделя. Здесь, конечно, были эпохальные для истории театра спектакли, но, честно говоря, меня всегда немного подавляли размеры этого зала, мне часто казалось, что актеры теряются в этом огромном пространстве, становятся своего рода марионетками. Именно поэтому, воспользовавшись чисто внешней причиной техническим старением всей конструкции, мы решили переделать это пространство. Если сцена осталась столь же огромной (38 м в ширину и 15 м в глубину), к чему обязываает весь стиль ансамбля, она стала все же более интимной: мы решительно приблизили ее к зрительному залу и одновременно резко сократили размер самого амфитеатра, полностью отказавшись от двух боковых галерей и галерки.

Кроме того, мне хотелось расширить репертуар я уже давно думал о Чехове и в прошлом уже предлагал Жаку Лассалю поставить «Чайку». Этот проект, к моему сожалению, не смог осуществиться. Поэтому когда Эрик Лакаскад предложил мне пьесу Чехова для открытия фестиваля, я подумал: почему бы и нет? Другое дело, что он выбрал «Платонова», самую сложную для постановки, но оттого, наверное, и самую привлекательную пьесу Чехова. Другую его раннюю пьесу, «Леший», и совсем в другой стилистике на сцене циркового шапито покажет Клер Ланн. Меня привлекла идея представить зрителям противоположные режиссерские трактовки Чехова.

Хотя чеховские спектакли на этом фестивале исключение. Главное вниманние мы отдали современной драматургии. Меня часто упрекали, что в Авиньоне мало играют современных авторов. Но режиссеры, которых я приглашал на фестиваль, обычно отвечали мне, что современная французская драматургия им неинтересна! Поэтому в этом году мы предоставили слово иностранным авторам: на афише вы сможете увидеть имена норвежца Йона Фосса, англичанки Сары Кейн, немца Бото Штрауса, а также авторов-режиссеров, создающих сегодня свой театр, как живущий в Испании аргентинец Родриго Гарсиа или русский Евгений Гришковец.

Думаю, что в 90-е нам необходим был глоток свежего воздуха. Поэтому я приглашал в Авиньон традиционные театры Японии, Кореи, Индии, ритуальные труппы из Латинской Америки и т.д. А с 2000 г. мы действительно начали ставить ударение на Европе, отдавая особо привилегированное место режиссерам из Восточной Европы. В этом году особое внимание Южной Европе: мы пригласили с двумя спектаклями испанский театр Родриго Гарсиа, две итальянские экспериментальные труппы Ромео Кастелуччи и Пиппо Дельбоно. Из старых привязанностей осталась в программе Аргентина, труппа «Перифико де обхетос», но мне кажется, что это театр очень европейский по духу, так же, как и театр канадца Дени Марло, который показывает в этом году экспериментальный пластический спектакль по драме М.Метерлинка «Слепые».

Третий год подряд мы осуществляем в рамках фестиваля при поддержке Европейского союза программу «Теорема». Ее цель финансовая и техническая поддержка и производство спектаклей режиссеров стран Восточной Европы. В этом году в программе Авиньона мы уделили особое место работе театров-лабораторий, театров эксперимента, поэтому и в рамках проекта «Теорема» пригласили режиссеров, которые ведут поиски новой театральности. В России это, конечно же, Анатолий Васильев в Авиньоне он показывает спектакль, поставленный для его ученицы, французской актрисы Валери Древиль, по пьесе Хайнера Мюллера «Материал Медея». А рядом с этим признанным мэтром мы показываем работу нового для нас, оригинального русского режиссера Евгения Гришковца. «Планета» спектакль, который он сам сочинил и сам играет. Один из самых сильных моментов программы этого года спектакли двух польских режиссеров: «Очищенные» Кшиштофа Варыловского (по пьесе Сары Кейн) и «Пир» Гжегожа Яжина по сценарию одноименного датского фильма Томаса Винтерберга.

ЕКАТЕРИНА БОГОПОЛЬСКАЯ


Авиньон



©   "Русская мысль", Париж,
N 4418, 18 июля 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...