СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Россия:
Какими будут
«ЖИГУЛИ»

Правительство России приняло концепцию развития автомобильной промышленности

В середине июля премьер-министр Михаил Касьянов подписал правительственную концепцию развития автомобильной промышленности в стране. Речь о ней шла с конца прошлого года, и вокруг было немало споров. Государственная политика в этом вопросе затрагивает интересы не только производителей, но и рядовых граждан, которые покупают автомобили. Проекты концепции развития автомобильной промышленности выносились на обсуждение правительства, но оба раза председатель правительства отправлял документ на доработку.

Заслон на пути иномарок

Цель концепции создать государственную политику, которая позволит автопрому успешно развиваться и удовлетворять растущий спрос на автомобили. Ни для кого не секрет, что российский автопром безнадежно отстал от мирового уровня и ему требуется серьезная модернизация. Российские автомобили все меньше удовлетворяют вкусы населения, которое при наличии возможностей предпочитает покупать автомобили иностранного производства. Если позволяют средства, то новые, а если нет подержанные. Подержанные автомобили, пригнанные из-за рубежа, все больше конкурируют с российскими машинами. Но не снижается и спрос на российские автомобили. В прошлом году «АвтоВАЗ», самый крупный автозавод в стране, выпустил 767 тыс. машин намного больше, чем в советские времена.

Создание нового современного автомобиля требует серьезных инвестиций. Эксперты оценивают полный цикл подготовки производства от создания прототипа до подготовки оснастки и запуска в производство в миллиард долларов. В условиях конкуренции с подержанными иномарками российские производители просто не могут привлечь необходимые инвестиции. По сути дела встал вопрос о том, каким путем пойдет российское автомобилестроение. Будет ли Россия стараться создать свой автомобиль или же, как и большинство развивающихся стран, перейдет на выпуск разработок ведущих автомобильных концернов? Ответ на этот вопрос и должна была дать концепция развития автопрома.

Самостоятельное развитие российской промышленности станет возможным только в том случае, если правительство примет защитные меры в отношении главных конкурентов подержанных машин из-за границы. В конце прошлого года в правительстве начали обсуждать вопрос о повышении таможенных пошлин на импортируемые машины. В частности, предлагалось на автомобили старше семи лет ввести фактически запретительные пошлины, которые сделали бы их ввоз нерентабельным. Да и на новую технику автомобильное лобби требовало ввести повышенные таможенные тарифы. Впрочем, специалисты резонно отмечали, что вслед за повышением пошлин из-за отсутствия конкуренции пойдут вверх и цены на российские автомобили. Получалось, что оплатить модернизацию предстояло рядовому потребителю.

Первое поражение автопрома

Главными лоббистами правительственных предложений стали комбинат «Северсталь», контролируемый Алексеем Мордашовым, и группа «Базовый элемент» (новое название группы «Сибирский алюминий»), контролируемая Олегом Дерипаской. В 2000 г. эти компании вложили деньги в автозаводы: «Северсталь» в УАЗ, а «Базовый элемент» в ГАЗ. Для развития своих производств они нуждаются в протекционистской политике правительства.

«АвтоВАЗ», в отличие от них, не испытывает таких острых трудностей со сбытом своей продукции. К тому же год назад Волжский автозавод совместно с компанией «Дженерал моторс» и Европейским банком реконструкции и развития создали совместное предприятие по выпуску автомобилей «Нива» под маркой «Chevy-Niva». По планам, уже в нынешнем году совместное предприятие должно начать свою работу. Руководство Волжского автозавода даже заявило, что не нуждается в таможенных пошлинах, чтобы защитить свою продукцию.

Против повышения пошлин на подержанные автомобили выступил и Михаил Касьянов. В июне, во время поездки в Татарстан, он заявил, что пошлины нужно повышать лишь в том случае, если в России будет налажено действенное и современное автомобильное производство: «Мы не можем поддерживать неэффективное производство за счет автолюбителей». Председатель правительства по сути лишь констатировал отсутствие у автомобильного лобби реальных планов модернизации промышленности. В таких условиях повышение цен привело бы к поддержанию ныне действующих производств.

В начале июня президент Путин подверг критике позицию правительства по этому вопросу, заявив, что у правительства «недостаточно мужества для проведения политики защиты национального производителя, в частности в сфере автомобилестроения». Прозвучало это заявление как требование все-таки повысить пошлины на иномарки. Впрочем, Путин тут же сказал: «Я не хочу вмешиваться в оперативную работу правительства, но мое мнение вам всем известно, и оно остается неизменным».

Давление со стороны президента не повлияло на Касьянова. В итоге, как утверждают правительственные чиновники, он лично внес поправки в концепцию развития автомобильной промышленности. Прямое указание на размер пошлин на старые автомобили из документа исчезло. В концепции по этому поводу сказано: «На импортную автомобильную технику, бывшую в эксплуатации более семи лет, необходимо установить ставки таможенных пошлин, соразмерные ставкам на новые автомобили». Таким образом, у автопромышленного лобби еще остается шанс побороться за повышение пошлин.

Помимо вопроса о старых автомобилях, в концепции сформулирована позиция правительства о том, что должен дать автопром в ответ на протекционизм властей. К 2008 г. все выпускаемые российские автомобили должны соответствовать нормам европейского стандарта «Евро-4». А к 2010-му правительство хочет видеть машины с электронным управлением работой двигателя и автомобиля в целом. Стоит отметить, что сейчас ни один из серийно выпускаемых российских автомобилей не отвечает этим требованиям.

Позиция Касьянова по вопросу о таможенных пошлинах связана не только с проблемами российского автопрома. Россия уже начала консультации по вопросу вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Если Россия вступит в ВТО, ей придется привести свою таможенную политику в соответствие с требованиями этой международной организации. Поэтому долгосрочная программа развития автопрома не должна противоречить стремлению вступить в ВТО.

АНВАР АМИРОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4419, 25 июля 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...