АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА

 

Израиль:
Спор о высылке семей террористов

Широкомасштабная антитеррористическая операция израильской армии «Решительный путь», судя по всему, закончится не скоро. Армейские подразделения контролируют практически всю территорию Иудеи и Самарии (Западного берега реки Иордан). Террористические организации и группировки (а их там предостаточно) находятся под постоянным давлением. Тем не боевикименее с терроризмом не покончено.

На прошлой неделе террористам удалось совершить два крупных террористических акта (о первом «РМ» успела кратко сообщить в N4418). 16 июля трое террористов атаковали у въезда в поселение Эммануэль израильский пассажирский автобус. Сначала был задействован заряд взрывчатки, а когда автобус остановился, террористы из засады обрушили на него шквал огня. Результат семеро израильтян (в основном женщины и дети) погибли сразу, 25 получили ранения. Беременной женщине, получившей пулю в живот, было сделано кесарево сечение, но младенца спасти не удалось. Позднее 19-летняя девушка скончалась от ран, и число погибших достигло девяти. Один террорист был убит, а двоим удалось уйти.

На следующий день был произведен теракт на Старой автобусной станции в Тель-Авиве. Двое палестинских камикадзе взорвали себя у киоска. Кроме них, три человека погибли и 36 получили ранения.

Ответственность за теракт в Тель-Авиве поспешила взять на себя организация «Исламский джихад». Вскоре, однако, выяснилось, что за взрывами стоит «Фатх», входящий в ООП и подчиняющийся Ясиру Арафату. Точнее сказать, его молодежная группировка «Ан-Назир», примыкающая к «Батальонам мучеников аль-Аксы». Штаб-квартира группировки находится в беженском лагере в Наблусе, и террористы начали действовать, как только был отменен комендантский час.

Пытаясь найти эффективные средства борьбы с террористами-смертниками, Израиль изменил тактику. В ночь на 19 июля армия арестовала родственников террористов, совершивших два последних теракта. Их дома разрушены. Насечалось выслать их в сектор Газы.

Решение политического и военного руководства Израиля выслать семьи террористов встретило сопротивление сразу с двух сторон. Ожидаемое международное и нежданное внутреннее юрисконсульта правительства.

Армейское командование полагало, что оно свободно может применить в борьбе с террористами превентивные меры, рассчитанные на устрашение потенциальных смертников. Исходный аргумент прост и понятен: если смертник не думает о себе, он дважды подумает о том, что случится с его семьей.

Юрисконсульт правительства Эльяким Рубинштейн провел совещание с участием главного военного прокурора генерала Менахема Филькинштейна, юрисконсультов министерства обороны и МИДа и представителей общей службы безопасности и военной разведки. На совещании Рубинштейн выразил понимание целей предложенных превентивных мер как одного из немногих способов устрашить и остановить будущих смертников. Но это не помешало ему принять решение о незаконности высылки, вызывающей множество юридических проблем. По его мнению, возможность высылки можно рассматривать лишь в том случае, если в ходе следствия будет неоспоримо доказано соучастие кандидата на высылку в террористической деятельности в форме пособничества и оказания помощи родственникам террориста.

«Человека нельзя высылать, сказал юрисконсульт, только на основе его биологического родства с террористом-смертником или тем, кто его послал».

В результате совещания были выработаны следующие принципы. Первое: высылка будет применяться выборочно, а не в форме коллективного наказания. Второе: из всех арестованных родственников террористов будут высланы только те, кто заранее знал об их планах либо разделял их намерения и поддерживал их действия. Третье: местом высылки будет только сектор Газы высылать за границу запрещается.

На данном этапе содержание под стражей родственников террористов продлено еще на 8 дней. В органах безопасности выражают сомнение в том, что все они будут высланы.

Первая же утечка информации о решении правительства выслать родственников террористов вызвала резкие отклики на международной арене. Пресс-секретарь Госдепартамента США Ричард Баучер заявил, что его правительство категорически возражает против высылки: «Мы уверены, что подобные шаги не принесут безопасности Израилю. Мы намерены выразить израильскому правительству глубокую озабоченность по этому поводу».

В израильском руководстве всерьез учитывают угрозы всех террористических организаций послать в Израиль новых смертников в ответ на первые же случаи высылки родственников террористов.

Между тем в Израиле все больше убеждаются, что Арафат стремится втянуть арабский мир в глобальный конфликт с Израилем. Но сегодня уже ясно, что его ставка бита. Египет, самая сильная и влиятельная арабская держава, не собирается ввязываться в конфликт на стороне палестинцев. Мир с Израилем приносит Египту огромные экономические и политические выгоды, и жертвовать ими во имя амбиций Арафата Каир не намерен.

Но президента Хосни Мубарака не устраивает и существующая ныне ситуация. (Впрочем, она никого не устраивает.) Египетский лидер ищет новых возможностей. В последнее время он стал налаживать контакты с израильскими левыми кругами. Это, пожалуй, не случайность, а закономерность. Мубарак не раз говорил в различных интервью, что с упрямым и неуступчивым Ариэлем Шароном он не сумел добиться даже минимальных успехов и поэтому вынужден искать сотрудничества с лидерами партии «Авода».

Мубарак понимает, что это дальняя перспектива. Сегодня «Авода» входит в состав правительства национального единства и поддерживает Шарона почти во всех его начинаниях. Но это сегодня... Политические реалии в Израиле могут и измениться.

Короче, в последнее время лидеры «Аводы» в Египте желанные гости. Недавно Каир посетил председатель Кнессета Авраам Бург. Он совещался с политическим советником египетского президента Усамой эль-Базой и вернулся в Израиль в состоянии, похожем на эйфорию. Египет не только не собирается разорвать отношения с еврейским государством, но и будет всячески их укреплять.

Политическая стратегия Египта основана на мире с Израилем. Поэтому для Каира стабильность в регионе столь же важна, как и для Израиля.

15 июля контакты Египта с «Аводой» достигли апогея. В этот день министр обороны и лидер «Аводы» Биньямин Бен-Элиэзер прибыл в Александрию по приглашению президента Мубарака и имел с ним продолжительную беседу. Официального коммюнике не было, но, по словам Бен-Элиэзера, его собеседник «с живым интересом» отнесся к израильскому плану поэтапного умиротворения территорий, чтобы обеспечить возобновление мирного процесса.

Бен-Элиэзер отметил, что Египет, как и Израиль, считает, что реформы административных структур автономии задача первостепенной важности. Правда, точку зрения Израиля о необходимости смещения Арафата Мубарак открыто не поддержал. Он просто не мог этого сделать, опасаясь негативной реакции на «палестинской улице».

Но египетский президент прекрасно понимает, что Арафат уже давно политический трупп. И что уже недолго ждать появления альтернативного палестинского руководства, с которым можно будет иметь дело.

КОНСТАНТИН КАПИТОНОВ


Тель-Авив



©   "Русская мысль", Париж,
N 4419, 25 июля 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...