СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
26 июля министр иностранных дел РФ Игорь Иванов отправился в 10-дневную поездку по странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Он уже посетил Сеул и Пхеньян, в программу визита входят также Гонконг, Макао и участие в мероприятиях, проводимых Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
В России наибольшее внимание уделяют первой части турне Иванова его пребыванию в Северной и Южной Кореях. Поездки в Гонконг и Макао вызывают некоторый интерес, однако они носят компромиссный характер, ибо Москва так и не решается определить свое отношение к куда более крупному игроку в регионе Китайской республике (Тайваню). Что же касается мероприятий АСЕАН, то интерес к ним и раньше был не слишком высок, а после кризиса 1997 г. об «азиатских драконах» и вовсе подзабыли.
Азиатское направление внешней политики России, активизировавшееся было после прихода Путина к власти, после событий 11 сентября осталось почти бесхозным. Конечно, формально время от времени велись переговоры, но было очевидно, что Москве сейчас не до тихоокеанских проблем, отношения с США были куда более важным приоритетом. Поездка Иванова призвана показать, что в Кремле все же следят за тем, что происходит неподалеку от восточных рубежей страны.
Если анализировать заявления Иванова во время пребывания в Пхеньяне и Сеуле, то можно увидеть, что российский МИД пока не очень хорошо представляет себе, насколько будут востребованы его дипломатические усилия, и ограничивается демонстрацией активности как таковой. Однако в Москве всерьез рассчитывают, что по некоторым вопросам к России прислушаются.
На снимке: Игорь Иванов во время встречи с президентом Республики Корея Ким Дэ Чжуном в Сеуле 27 июля.
Один из самых амбициозных проектов это сооружение железнодорожной магистрали, которая позволила бы доставлять поездами грузы из Южной Кореи в Европу. Препятствий для этого немало и политических, и организационных (насколько известно, железная дорога на территории КНДР находится в полуразрушенном состоянии и для систематического использования непригодна). Если этот проект все же будет осуществлен, то Россия надеется получить до 2 млрд. долл. прибыли, при этом время транспортировки грузов из Кореи сократится с 40 до 14 дней.
На снимке: Игорь Иванов во время встречи с президентом КНДР в Пхеньяне 28 июля.
Правда, для запуска магистрали необходимо хотя бы не допустить вооруженного столкновения между Северной и Южной Кореями. Эта опасность вновь оказалась на повестке дня после июньской перестрелки между судами двух стран в Желтом море. Вполне естественно, что Кремль хотел бы предотвратить войну вблизи восточных границ России, а по возможности и выступить в роли миротворца. Вероятность конфликта может возрасти в связи с предстоящими в декабре президентскими выборами в Южной Корее: ее нынешнее руководство выступает за сближение с Пхеньяном, но не исключен приход к власти сторонников конфронтации. Не случайно во время визита в Южную Корею Иванов встретился с основными кандидатами на президентский пост.
Активность российского МИДа на ниве межкорейского урегулирования позволит также вставить шпильку США. Если во времена Клинтона Вашингтон активно заботился о сближении позиций Пхеньяна и Сеула, то администрация Буша зачислила КНДР в список «стран-изгоев». Российские дипломаты сначала объявляли о восстановлении отношений с КНДР (пиком этого стал визит Путина в Пхеньян), затем охладели к этой идее, а теперь снова надеются показать, что режим Ким Чен Ира не представляет особой угрозы и с ним можно договориться «по-хорошему». Такой шаг мог бы дать особый эффект, так как сейчас во всем мире интересуются предполагаемыми экономическими реформами в Северной Корее. Руководство КНДР пытается подать сигнал о том, что страна не только не «изгой», но, наоборот, готова пойти по пути либерализации экономики. По сообщениям японских СМИ, Пхеньян объявил о прекращении с 1 июля нормированного снабжения населения продовольствием, резко повысив закупочные и розничные цены на рис, а также увеличив размер заработной платы работникам.
МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4420, 1 августа 2002 г.
![]() ... |
|
|