ПУТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

«Кавказский пленник»,
шесть лет спустя!

По страницам парижской печати

Нежданно-негаданно 17 июля фильм Сергея Бодрова вышел на парижские экраны шесть лет спустя после Каннского фестиваля 1996 г., где он с большим успехом прошел в программе «Двухнедельник режиссеров». Видимо, тогда фильм, сделанный во время первой чеченской войны, не был показан во Франции по политическим соображением. Потом, как известно, началась вторая чеченская война, и фильм Бодрова опять не вышел. И только сейчас, когда страсти поутихли, оказалось возможно показать «Кавказского пленника». Однако, судя по высокой оценке РМ-4128, рецензияпарижской прессы («великолепным» назвала фильм газета «Монд», «захватывающим» молодежный еженедельник «Энроккюптибль», «моментом подлинного кино» «Либерасьон»), фильм не устарел, подтвердив предположение, сделанное мной после каннского просмотра:

Рецензия в «Либерасьон» вышла с подзаголовком «Русский фильм о Чечне без патриотических клише». Обозреватель газеты считает, что сегодня, как показал успех у русских зрителей картины «Война» откровенно милитаристской, проникнутой духом имперского реваншизма, фильм Бодрова с его человечностью и юмором снять в России было бы просто нельзя. Если он и сравнивает Ивана Жилина и Сашу с Рамбо, то напоминает, что, оказавшись в плену, они пытаются понять эту другую жизнь, другого человека, даже если он враг. Критику явно импонирует стиль Бодрова то, что позволяет почувствовать в «Кавказском пленнике« «подлинное течение жизни... даже если эта жизнь ежеминутно находится под угрозой постоянно присутствующей смерти».

Ему вторит обозреватель «Журналь дю диманш», замечая, что русский режиссер умеет увидеть обыденность сквозь призму юмора и поэзии, что и составляет особый шарм «Кавказского пленника». Так же, как и любовный взгляд, с которым снята природа Кавказа: «...естественная декорация, характеры и обычаи народа становятся неотъемлемой частью интриги».

Критик кинообозрения «Три цвета», издаваемого кинопрокатным комплексом «МК2», рассматривает фильм Бодрова как «пацифистский, но без иллюзий» и один из немногих особенно подчеркивает «сочное» исполнение роли Сашки Олегом Меньшиковым. Вообще тема Чечни, кажется, отодвинула на второй план чисто художественный интерес к исполнителям, хотя и Меньшиков, и Бодров-младший (а «Кавказский пленник» его актерский дебют) с тех пор уже стали известны во Франции по фильму Режиса Варнье «Восток-Запад», а Меньшиков и по «Сибирскому цирюльнику».

Интересно, что сам режиссер как тогда в Канне, так и теперь отказывается отождествлять свой фильм только с чеченской войной. «Я не собирался делать политический фильм в прямом смысле слова. Это не помешало русским кинокритикам приклеить мне ярлык оппортуниста и напрямую связать картину с конфликтом», сказал Сергей Бодров корреспонденту «Журналь дю диманш».

Нам показалось интересным вернуться назад, и напомнить читателям, что сказал Сергей Бодров корреспонденту «РМ» в Канне в мае 1996 года.

ЕКАТЕРИНА БОГОПОЛЬСКАЯ


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4420, 1 августа 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...