ПУТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Я очень горд, что я - Олег Попов!

31 июля Олегу Попову исполнилось 72 года

Если ты насчет того, когда я, наконец, повешу мою кепку на гвоздик, то брось. Свидетелем такой сцены стать не собираюсь. Здоровьем Бог не обделил. И потом клоун на пенсию не уходит. Его с манежа выносят.

Я ее нашел, причем совершенно случайно. В 1949 г. на массовке Мосфильма. Захожу в костюмерную глядь, она лежит, голубушка. С тех пор и висит на мне. Да и как ее бросить? Это же мой фирменный знак, как «кока-кола».

Тоже правда. Как сейчас помню. В 55-м году это было. Я тогда уже закончил цирковое училище, выступал в Московском цирке у Карандаша как эквилибрист-комик на слабо натянутой веревке. На гастролях в Саратове заболел клоун Боровкин. Надо было его подменить. Я побежал в больницу, одолжил его вещи и... с тех пор другого существования представить себе не могу. Хотя в тот вечер безумно переволновался. Меня потом спрашивали: ну что, а публика как? А я даже не видел, был ли кто в зале или нет.

Нет! Я клоун. И только клоуном могу быть.

Это единственная возможность быть свободным.

Олег Попов Ну вот, и ты туда же. Мой дом под куполом цирка. А где этот купол, мне совершенно наплевать.

Мне здесь легко дышится и хорошо работается! А это главное.

Не тянет. Уж очень обидели меня там. «Национальное достояние», орден Ленина, четыре трудовых ордена... И дали пенсию в одну немецкую марку. Вот так! Я полвека отработал в Госцирке, а когда отмечали 850-летие Москвы, обо мне никто не вспомнил. Здесь на юбилей Нюрнберга меня и то пригласили, выступал на праздничном концерте перед 60 тысячами зрителей; люди смотрели, аплодировали, смеялись. Такое внимание! А в Москве, где я родился и вырос, не вспомнили. Обидно!

11 лет назад у меня умерла от рака жена. Спустя некоторое время я поехал на гастроли в Австрию. И вот на одном из представлений увидел Габи. Она стояла в проходе длинненькая такая, и глаза какие-то особенные!.. Оказалось, что она помешана на лошадях, приехала специально, чтобы посмотреть на «джигитов». Но все билеты были проданы, и она упросила кого-то впустить ее. Я распорядился, чтобы ей дали стул. По окончании она зашла ко мне в гримерную, чтобы поблагодарить и взять автограф. А я сказал, что только в обмен на ее телефон. Потом телефон этот потерял, опять нашел, стал звонить, а она по-русски ни слова, как и я по-немецки!.. В общем, было приключение. Но, наверное, это судьба, с тех пор мы вместе и очень счастливы...

Олег Попов и его вторая супруга Габи Габи удивительный человек!

Да это вообще ее идея была с крысой. До того они были мне безумно противны. А смотрю, она стала возиться с одной. Ну я ходил, ходил, присматривался... Теперь считаю, что нет чистоплотнее и интеллигентнее животного.

Бывает! Помню, однажды попал в больницу. Смотрю, как доктор достает шприц, и вдруг меня осенило. Короче, я играю врача, мой пациент спускает штаны, я надеваю белые перчатки и вынимаю пинцетом из ванночки горячую сосиску. Публика визжала от восторга. А вообще-то голова постоянно работает, ищет. Часто идеи приходят, когда слушаю музыку. Или в компании. Один забросит словцо, другой откликнется, и пошло-поехало. В любой куче мусора можно найти достойное зерно. И еще очень важно знать историю цирка, его классику.

Думаю, штук четыреста.

Так это и есть та самая классика, о которой я говорил. Этот номер стар, как мир. Наверное, есть какая-то глубинная логическая взаимосвязь: цирк-клоун-улыбка-свет. Помню, у Карандаша тоже была уморительная и вместе с тем поэтическая сценка: он пускал зайчика на женщину из зала и оправлялся на поиски...

Ну это же естественно. Время свое срабатывает. Мы все постоянно меняемся, наша жизнь меняется, мода на нас действует, технический прогресс. Мы все в одной лодке: и артисты, и зрители не правда ли? Поэтому и номера меняются. У меня этих «Зайчиков» было 10 или 15 вариантов. Но теперь, мне кажется, я нашел оптимальный!

Цирк существует вне политики и вне общества.

Со мной все в порядке. И газеты читаю, и телевизор смотрю. У меня дома даже «тарелка» стоит. Мне интересно, как живет народ в России. Я очень переживаю за страну, половина населения которой нищие. В общем, в курсе всех событий. Но жизнь есть жизнь, а цирк есть цирк.

Знаешь, врачам и клоунам в компании тяжелее всего: один должен постоянно лечить, а другой постоянно смешить. Ну а если серьезно, должен тебя разочаровать. Радуюсь перерывам в работе и с удовольствием еду в свою деревню Эглофштайн под Нюрнбергом. Там у нас дом, много животных, за которыми надо ухаживать. Обожаю работу по хозяйству починить, смастерить, подкрасить. Хотя со временем это поднадоедает и снова тянет на гастроли.

Теперь уже не так часто, как раньше. Соглашаюсь лишь на те предложения, которые действительно интересны. Вот как сейчас: не мог отказать себе в удовольствии поработать на манеже Большого русского цирка. Я ведь сотрудничал с самыми крупными цирками, выступал на самых знаменитых подмостках, легче перечислить те страны, где я не был с гастролями. Но лучше русского цирка в мире нет! Это самый романтичный, поэтический, сказочный, самый детский цирк на земле.

Для детей! Для маленьких и больших. Цирк единственная страна вечного ребячества. Клоун тоже взрослый ребенок. Поэтому все, что делает клоун, любому ребенку очень понятно.

Цирк интернационален. Ему не нужен язык. Наверное, поэтому я до сих пор не выучил немецкий... А что касается Германии, немецкий зритель очень экспансивный. Ведь здесь около 300 цирков, если считать и маленькие, семейные. Цирк здесь хорошо знают и любят.

Когда родилось телевидение, пророчили смерть кино. Появились виртуальные библиотеки хотели похоронить книгу. Ерунда все это. Цирк будет жить вечно!

Ты знаешь, у Чарли Чаплина было 13 детей, и никто из них не стал комиком. Я очень хотел, чтобы Женя пошел по моим стопам: целый год работал с ним, выступал... Но он не хочет. Сейчас работает шофером; нашел себе девушку, пока учился в цирковом училище; свадьбу сыграл и счастлив!

А как же! Разве можно было его не боготворить? Кстати, мы даже однажды чуть было не встретились. Наш цирк гастролировал во Франции, и я пригласил его на премьеру. Но, к сожалению, в тот день он принимал очередную награду... Не довелось. Хотя хочу тебе сказать: в маске он был гениальным комиком, а когда ее снял просто хорошим артистом. Вот поэтому нельзя снимать свое лицо, над которым так тяжело работаешь.

Ну ты даешь, милочка! Цирк постоянный кропотливый труд. Ты видишь, я вот с тобой болтаю, а сам что делаю? Правильно, новую маску для Чудика. Всегда и все свои реквизиты делал сам разве это кому доверишь? Я вообще всем начинающим клоунам рекомендовал бы быть немного слесарями, как я мальчишкой, потому что тогда они смогли бы делать себе реквизит. Кстати, о Чудае. Олег Попов в роли ЧудаяДля одного только номера, где он исподтишка лакает водку и падает замертво, нам понадобилось целый год тренировки.

Ради аплодисментов. Нет ничего слаще. И вообще самая лучшая в мире публика цирковая. Я ее очень люблю.

Самое большое звание у человека его фамилия. Не за ордена и звания тебя любят, а за фамилию. Поэтому я очень горд, что я Олег Попов.

ИРИНА КОРНЕЕВА


Берлин



©   "Русская мысль", Париж,
N 4420, 1 августа 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...