СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
По мнению политолога Игоря Бунина (высказанному в «Литературной газете»), причина того, что катастрофы в России происходят в августе, проста: начальство об эту пору уходит в отпуск, народ расслабляется, распоясывается... Природа, очевидно, тоже реагирует на временное ослабление федеральной и местной властей.
Наводнение в Краснодарском крае: только 7 августа погибло 58 человек, общее точное число погибших так и осталось неизвестным, но очевидцы утверждают, что официальные данные о жертвах занижены как минимум вдвое. Цифра 58 потому что по неписаной традиции общенациональный траур в России объявляется, если в один день в одном месте погибло не менее 60 человек.
Если в начале лета после наводнения в Ставропольском крае Путин приехал проведать пострадавшие районы, то в Краснодарский край он не поехал. Видать, притомился. Да и можно его понять: легко ли смотреть в глаза родственникам погибших и что-то обещать, зная, что никакие государственные пособия не в силах возместить даже материальные потери, а что уж говорить о человеческом горе.
Президент предпочел развлечься на тренажере-имитаторе нового военного самолета, хотя и не слишком удачно: дернул не тот рычаг и «летел» (над картой, имитировавшей окрестности Гибралтара) с выпущенным парашютом торможения, в результате «сжег» топливо к середине маршрута. Если б полет был реальным самолет президента рухнул бы на Гибралтар.
По счастью, этого не произошло. Зато, сбитый чеченскими сепаратистами, рухнул вертолет на минное поле в окрестностях грозненского аэропорта Ханкала. 118 погибших, общенациональный траур.
«Война в Чечне является неотъемлемым субъектом Российской Федерации» такую оговорку приписывает президенту молва. В месяц в Чечне от рук боевиков гибнет 120-140 человек, так что общенациональный траур впору объявлять каждое 15-е и 30-е число всякого месяца. Но тогда семьям всех погибших компенсации придется платить в том же размере, как за погибших подводников «Курска» и этого упавшего вертолета, а таких трат (все равно не восполняющих ни горя, ни материальных потерь) не выдержит даже «черная касса» управления делами президента.
Крушение переполненного автобуса с «челноками» в Чувашии, 22 погибших, траур в республике.
Взрывы бытового газа в Москве и Когалыме, и там и там по восемь погибших, но московскую трагедию телевизор освещал на уровне падения вертолета, а рухнувшую когалымскую общагу только упомянули. Государственные каналы почему-то назойливо подчеркивали, что хозяева квартиры на улице Королева в Москве, в которой произошел взрыв, и погибшие в ней жильцы «лица армянской национальности», а газпромовский НТВ зачем-то уточнил, что у этих армян была в Москве официальная регистрация. У обывателя должно было, видимо, сложиться впечатление, что это не газовые трубы изношены до полной негодности, а просто армяне газом пользоваться не умеют и нечего их поэтому в Москве регистрировать.
Еще восемь погибших пограничники на ингушском участке грузинской границы, еще двое пограничников пропали без вести (потом нашлись). То ли это была месть грузин за проведенную накануне авиационную бомбардировку чеченских боевиков в Панкисском ущелье, которая была в свою очередь местью за сбитый вертолет (один грузин убит, 12 ранены, боевики не пострадали), то ли это террористическая операция боевиков (первоначальная версия объединенной группировки войск в Чечне), то ли двое без вести пропавших, прежде чем пропасть, перестреляли своих товарищей (версия следственных органов МВД). На снимке: В.Путин на полигоне "Песчанка" Сибирского ВО 28 августа 2002.
Еще пять трупов и семь тяжелораненых: пьяный мент во Владивостоке обстрелял из карабина посетителей кафе, один из которых его чем-то обидел. Напоследок страж порядка стрельнул себе в сердце, но промахнулся и умер только через несколько дней.
Любимая затея мэра Москвы Лужкова растянувшийся на двое суток (31 августа и 1 сентября) «День Города». Итог: один зарезанный скинами (варианты: «лицами кавказской национальности», просто хулиганами) 16-летний подросток-рэппер, десятки раненных в многочисленных драках, около 400 человек, обратившихся по разным поводам за медицинской помощью, 5-8 тысяч (!) задержанных за различные правонарушения, в том числе «лица кавказской национальности», не справившиеся с управлением каруселью «Американские горки» в Парке культуры, в результате чего тяжело пострадали восемь человек.
А еще погибло союзное белорусско-российское государство впрочем, изначально мертворожденное. С одной стороны, независимость Белоруссии досталась довольно случайно: никто ее не хотел в 1991 г., кроме горстки минской интеллигенции. С другой же, сейчас эта независимость неоспоримый и довольно прочный факт: судя по опросам, большинство белорусов выступают за «сохранение суверенитета» (хотя и одновременно за «общее с россиянами государство» если вопрос именно так формулируется); доля сознательных сторонников независимости (без всякого «общего государства») значительно выросла и в столице, видимо, уже составляет более половины населения; сама лукашенковская номенклатура ранее промосковская уже осознала, что «лучше быть головою мухи, чем задницей слона». Да и «союзное государство» было вовсе не ступенью к объединению, а просто инструментом, с помощью которого Лукашенко добывал (и все еще добывает) себе многочисленные экономические и политические выгоды.
Так что поставив вопрос ребром: или поглощение в кратчайший срок Белоруссии Россией с образованием семи новых субъектов федерации (шесть областей и Минск), или постепенное выращивание федерации по типу Европейского союза, Путин просто сдул надутый Лукашенко и Ельциным мыльный пузырь.
Теоретически, впрочем, еще возможно объединение России и Белоруссии в единое государство, но слишком много для этого нужно благоприятных предпосылок: формирование в Белоруссии влиятельной либеральной, но не антироссийской оппозиции (ядром для нее могла бы стать партия «Яблоко Беларуси»); преобладание этой оппозиции и над Лукашенко, и над национал-демократами; более щадящая национальное самолюбие белорусов схема интеграции (например, предложение Белоруссии, во-первых, подписать союзный договор на особых по типу Татарстана условиях с сохранением целостности республики, а во-вторых, в виде «матрешечного» образования, какими у нас уже являются Тюменская область и Красноярский край, тогда по два места в Совете Федерации получат и каждая из семи белорусских областей, и республика в целом); наконец, прекращение чеченской войны (ибо ни на каком референдуме белорусы не проголосуют за бессрочное несение вместе с русскими ее тягот).
Но это все на сегодняшний день малореально. Видимо, Белоруссии и России суждено объединиться уже в Европейском союзе. До которого ни Россия, ни Белоруссия (ни Украина) пока не доросли, но надо стремиться.
ВЛАДИМИР ПРИБЫЛОВСКИЙ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4421, 5 сентября 2002 г.
![]() ... |
|
|