СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

ДЕНЬГИ ГОСУДАРСТВА

Бюджет 2003 года отражает болезни российской экономики

В отличие от прошлых лет у депутатов нет серьезных возражений против принятия бюджета в первом чтении. Как известно, российский бюджет принимается в трех чтениях: в первом утверждаются макроэкономические параметры общие доходы и расходы; во втором происходит распределение расходов по различным блокам (управление, оборона, социальные расходы); в третьем бюджет принимается постатейно. В нынешнем году ведущие депутаты-экономисты не высказали претензий к правительству, что оно «припрятывает» доходы, как это зачастую бывало в прежние годы.

Планы по доходам

Доходы федерального бюджета в 2003 г. по планам правительства должны составить 2418 трлн. рублей. Если принять во внимание прогнозируемый среднегодовой курс российского рубля по отношению к доллару 33,7, то в пересчете на американскую валюту бюджет составит около 71 млрд. долларов. При этом валовой внутренний продукт должен составить чуть более 13 трлн. рублей (или 387 млрд. долларов).

В 2003 году налоговые доходы должны составить 1,892 трлн. руб., неналоговые доходы (продажа государственного имущества и т.п.) около 146 млрд., а единый социальный налог принести около 366 млрд. рублей.

Как легко посчитать, правительство планирует получить в бюджет 18,5% ВВП. При этом нужно принять во внимание, что в федеральный бюджет попадает лишь около 60% платежей. А 40% идут в бюджеты региональные. Оказывается, что российский консолидированный бюджет составляет около 26% ВВП. Таким образом, российские чиновники продолжают распределять почти четвертую часть произведенного в стране национального продукта, и в руках бюрократов разного уровня продолжает оставаться мощный инструмент влияния. А с другой стороны, такая крупная доля распределения создает чудесную питательную среду для коррупции.

Кроме того, из бюджета становится понятно, что налоговой революции за последний год не произошло: в 2002 г. правительство планировало собрать доходы на уровне 19,4% ВВП. Конечно, сокращение до 18,5% это отрадный факт, но революцией его назвать сложно.

Проблемы, проблемы, проблемы

Высокий уровень сборов в 2003 г. во многом определяется внешними обстоятельствами. На будущий год приходится пик платежей России по внешним долгам: надо будет выплатить кредиторам около 17 млрд. долл. (сумма, равная почти четверти всего бюджета). И это делает федеральный бюджет напряженным. Хотя он запланирован как профицитный, то есть с превышением доходов над расходами, но полностью покрыть внешний долг за счет бюджета не удастся. Для этого планируется использовать накопленные за предыдущие годы финансовые резервы. Кроме того, министр финансов Алексей Кудрин заявил о намерении правительства продать алмазы и драгоценные камни для погашения долгов и получить 51 млрд. рублей от продажи государственного имущества. Возможно, правительству придется пойти на внутреннее и внешние заимствования. А у российской общественности после финансового кризиса 1998 г. выработалось негативное отношение к государственным заимствованиям.

Однако, как и в прежние годы, новый бюджет будет существенно зависеть от мировых цен на экспортируемое из страны сырье. В первую очередь это касается цен на нефть. Российский бюджет был рассчитан исходя из цены на сорт нефти «Юралс» (именно ее экспортируют из России) в 21,5 долл. за баррель. Расчетная цена на нефть в бюджете 2002 г. составляла 23,5 долл. за баррель. Сейчас, пожалуй, никто не способен оценить точность правительственного прогноза по нефтяным ценам.

Еще один немаловажный для бюджета фактор прогноз уровня инфляции. По словам Алексея Кудрина, правительство планирует, что инфляция в 2003 г. будет последовательно снижаться и не превысит 10-12%.

Одновременно с бюджетом депутаты получили из Центрального банка документ, определяющий основные направления денежно-кредитной политики Банка России. Уровень инфляции в главном банке страны оценивают близко к прогнозу правительства: 9-12%. Но многие экономисты говорят, что это слишком высокий уровень. Мало того, что инфляция съедает доходы граждан, при такой инфляции очень немногие виды бизнеса (нефтяная отрасль, торговля) могут окупать свои вложения. Все другие сферы экономики при этом испытывают инвестиционный голод. По мнению экспертов, капитал придет в экономику при уровне инфляции 5-6%, но это, по-видимому, задача правительства на 2004 год.

Как потратить

Растут расходы на силовые структуры на содержание армии, правоохранительных органов, закупку вооружений. Есть определенный рост расходов и в сфере образования. Должна получить финансовое подкрепление и планируемая администрацией президента судебная реформа.

В бюджете планируется лишь одна индексация заработной платы военнослужащих и служащих бюджетной сферы. Она должна произойти 1 октября 2003 г. и для военнослужащих и государственных чиновников составит 10%, а для остальных работников бюджетной сферы 33%. Однако уже сейчас эксперты отмечают, что, повышая зарплату бюджетникам, правительство не планирует увеличить финансовую помощь регионам: ее объем сохраняется на уровне 2002 года. А ведь уже в этом году многие регионы столкнулись с проблемой выплаты зарплаты учителям, врачам и другим работникам социальной сферы.

В целом бюджет отражает те проблемы, которые свойственны всей российской экономике: высокий уровень налогообложения, высокую инфляцию, зависимость от мировых цен на нефть, трудности с формированием региональных бюджетов и др. Пока экономическая ситуация остается благоприятной, но стоит, например, упасть ценам на нефть, как эти болезни экономики могут привести к замедлению развития экономики.

АНВАР АМИРОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4421, 5 сентября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...