АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА |
Накануне 11 сентября в США с новой силой разгорелись дебаты о том, насколько велик был урон, нанесенный этой трагедией американской экономике. «Русская мысль» обратилась к преподавателю систем управления международным бизнесом в нью-йоркском Фордхемском университете Владимиру Квинту, лауреату Фулбрайтовской премии по экономике.
Еще несколько недель назад в Америке с тревогой говорили о падении индекса потребительского доверия, вызванном серией грандиозных скандалов в крупнейших корпорациях. Скандалы продолжаются, но макроэкономические показатели и котировки на бирже пошли вверх. Как вы это объясните?
Я продолжаю утверждать, как и год назад, что американская экономика не испытала никакой рецессии. В течение примерно года наблюдалось замедление темпов экономического развития, но это совсем не то же самое, что спад. Когда после сентябрьской трагедии все писали, что в стране начинается длительный период депрессии, я утверждал, что экономика вскоре начнет подниматься. И думаю, что оказался прав. За первый квартал этого года ВВП США увеличился на 1,6% (в прошлом году он вырос на 1,7%). При этом инфляция остается мизерной: рост цен на товары народного потребления составил всего 1,1% в первом квартале, а в июле оптовые цены снизились на 0,2%. Безработица к концу прошлого года действительно выросла до 5,9%, но сейчас в среднем по стране она не доходит до 5%, а по моим подсчетам, возможно, и около 4,5%. О таком уровне незанятости любой европейской стране остается только мечтать. Дай Бог, чтобы европейская зона вышла по результатам этого года на уровень 8% безработицы.
Другое дело, что от американской экономики ожидали большего. Но то были слишком романтические ожидания сверхинвестиций в сферу высокотехнологических индустрий. В результате, когда произошло отрезвление, наступило то, что мы называем «прогнозной паникой».
Однако многие эксперты в последнее время говорят о замедлении роста иностранных капиталовложений в экономику США.
Это действительно происходит. Америка всегда стремилась привлекать иностранные инвестиции, которые гарантируют ей новые рабочие места и рост благосостояния населения, ибо две трети национального дохода Америки это потребительские затраты. Но дело даже не в том, что снизилась рыночная привлекательность США. Наши традиционные инвесторы: Япония, Нидерланды находятся в нелегком экономическом положении. Не удивляйтесь: небольшие Нидерланды традиционно стоят на втором-третьем месте среди главных инвесторов США.
Я полагаю, что иностранные капиталы будут возвращаться уже в этом году. Может быть, уже сейчас возвращаются. Объективно американская экономика здорова и будет испытывать быстрый рост в связи с резким увеличением военных заказов, связанных с борьбой против международного терроризма, предстоящей военной акцией против Ирака, желанием страны достичь нового уровня внутренней безопасности. Бесспорно начнет подниматься страховой бизнес. США была и остается полюсом роста, а именно в эти полюса идут иностранные инвестиции.
Но нет никаких сомнений, что цепочка скандалов в корпоративной Америке способствовала снижению привлекательности американской экономики для зарубежных инвесторов.
Эти скандалы, как ни парадоксально, тоже доказывают, что сердцевина американской экономики продолжает быть здоровой. Деловые отношения в США трудно понять за пределами страны. Здесь всегда все было основано на доверии. Каждая компания, каждый человек сами отчитываются о своих доходах и сами платят налоги. Но система стандартов, которая применялась по отношению к бухгалтерским отчетам, требует усовершенствования. Она существует в нынешнем виде с середины 70-х, но с тех пор экономика многих стран ушла вперед, а самое главное появились emerging markets, возникающие рынки. И все это привело к новым видам финансовых рисков подделок финансовых отчетов, конвертируемости валюты, коррупции и непотизма.
Нынешняя система бухгалтерской отчетности с этим не справляется. Мне кажется, повысить ответственность корпоративных лидеров, к чему призывают Конгресс и правительство, не самое главное. На мой взгляд, следует прежде всего улучшить бухгалтерскую отчетность.
Мне самому пришлось в течение пяти лет быть членом совета директоров в компании «Артур Андерсен» (я ушел из нее в конце 1997-го). Уже тогда была видна причина болезни аудиторско-консалтинговых корпораций. Происходил негласный подкуп этих компаний. Им говорили: «Мы вам заплатим за ваши консалтинговые услуги и будем надеяться, что вы с пониманием отнесетесь к проверке наших финансовых отчетов». Это чистой воды конфликт внутренних интересов.
Нужно разделить эти два вида бизнеса, консалтинговый и аудиторский, «Великой китайской стеной», как долгие годы были разделены в США коммерческие, инвестиционные банки и страховые компании.
Однако вы не можете не признать, что корпоративные скандалы подорвали веру в большие корпорации среди миллионов простых вкладчиков, которые увидели, что их попросту надули.
Конечно, удар этот был довольно сильным, хотя долгосрочных последствий от него я не вижу. Розовые ожидания, связанные со сферой высоких технологий, романтические представления американцев о том, что можно инвестировать до бесконечности в новые возникающие рынки, привели к тому, что даже самые осторожные инвесторы, пенсионные фонды, занялись очень рискованными операциями. Они начали инвестировать в хай-тек и возникающие рынки сверх всякой меры.
В результате, когда мыльный пузырь этой «новой экономики» начал лопаться, миллионы людей стали терять свои деньги, вложенные в такое, казалось бы, надежное место, как пенсионные фонды. Отсюда возникший большой дисбаланс между экономической мощью США и ситуацией на ее бирже.
Но в истории Америки подобное происходило уже много раз, и страна успешно из этого положения выходила.
Ваши прогнозы, возможно, многие воспримут как слишком оптимистические. Вашингтонские эксперты считают, что экономика станет для президента Буша и его республиканской партии «горячей темой» на предстоящих в ноябре промежуточных выборах в Конгресс. Все помнят, как Буш-старший выиграл войну в Ираке, но потерял Белый дом из-за плачевного положения в экономике.
На мой взгляд, этого повторения не произойдет. Америка к ноябрю будет более стабильной даже в финансовой сфере. Те процессы, которые мы наблюдаем с начала года, дадут к осени свой эффект. Я уверен, что республиканская партия не потеряет мест в Конгрессе. Возможно даже, она приобретет новые места в Палате представителей и получит большинство в Сенате.
Беседовал ЕВГЕНИЙ БАЙ
Вашингтон
© "Русская мысль", Париж,
N 4421, 5 сентября 2002 г.
![]() ... |
|
|