МИР ИСКУССТВА

 

ПАРИЖ В СЕНТЯБРЕ

Выставки

Центр им. Жоржа Помпиду
(place G.Pompidou, метро «Chatelet», «Hotel de Ville»)

Близится к завершению выставка Даниэля Бурена «Несуществовавший музей».

Все началось в 1965 г., когда на парижском рынке тканей (Marchй Saint-Pierre) Бурен отыскал полосатую материю для штор. С тех пор его черно-белые и цветные вертикали возбуждают споры как в кругах профессионалов, так и среди самой широкой публики. И парижане, и туристы, конечно, вспомнят его «колонны» (невысокие полосатые столбики) во внутреннем дворе Пале-Рояля напротив Лувра. В Центре Помпиду персональная выставка Бурена, мастера добившегося мирового признания, проводится впервые. Шестой этаж музея выглядит лабиринтом ярко-красочных, зеркальных, неповторяющихся залов. Большинство экспонатов демонстрируется впервые.

С 11.00 до 21.00, кроме вторника. До 23 сентября.

Музей Орсе
(quai Anatole France, метро «Solferino»).

Продолжается выставка графики Франтишека Купки «К новым временам».

Перед тем как обосноваться в Париже в 1894 г., Купка получил классическое образование в Праге, а затем в Вене. Художник известен как один из пионеров абстрактного искусства. Его имя приводится в литературе наряду с именами Кандинского, Делоне, Леже и Мондриана. Фигуративные же произведения, созданные автором в первые годы жизни во французской столице и в особенности в период его работы в монмартрском кружке, долгое время оставались на втором плане. Нынешняя выставка восполняет этот досадный пробел, демонстрируя работы, в которых художник ставит фундаментальные вопросы изображения видимого и невидимого миров.

До 6 октября.

Новая выставка «Мане Веласкес. Испанская живопись в XIX веке» откроется в музее 17 сентября.

Цель выставки показать эволюцию академической живописи позапрошлого века, постепенный отход от традиционных схем и канонов, стремление к большей свободе в выборе тем и средств. В залах будут выставлены работы Мане, исполненные им в испанской манере (до и после его путешествия в Испанию), а также произведения его друзей и современников. Особый интерес вызывают полотна представителей испанской школы, чье творчество оказало влияние на французских авторов. Среди них имена Гойи и Веласкеса.

До 5 января.

Музей открыт с 9.00 до 18.00, кроме понедельника.

Национальная галерея «Jeu de Paume»
(1, place de la Concorde, метро «Concorde»)

Ретроспектива ныне здравствующего мэтра французского абстракционизма Жоржа Матье.

Он был родоначальником новой волны абстракционизма в послевоенной Европе. Андре Мальро назвал его «первым западным каллиграфом». Матье создавал свои работы на глазах у зрителей, считая сам акт написания картины главным экзистенциальным опытом художника.

«Самый быстрый автор в мире», он закончил двадцать полотен в трехдневный срок, пребывая в Токио, а в Рио-де-Жанейро осуществил серию из 19 работ за 48 часов. «Я пишу быстро не из-за нехватки времени или для того, чтобы побить все рекорды. Достаток времени замедлил бы мой жест, внес сумятицу, посеял сомнения в душе и тем самым навредил бы единству моего произведения», так объяснял Матье свой неутомимый нрав.

С 12.00 до 19.00, кроме понедельника. До 6 октября.

Музей Майоля
(61, rue de Grenelle, метро «Rue du Bac»)

Продолжает работать выставка патриарха современного искусства Роберта Раушенберга «Творчество последнего десятилетия. 1995-2002».

Один из последних живых мастодонтов нью-йоркской школы, Раушенберг стоял у истоков зарождения поп-арта. Он по-новому увидел идею коллажа и использовал при его разработке элементы живописи, гравюры и шелкографиии, фото и рисунка, а также материю, металл и дерево, бумагу и холст. Таким образом, художник стремился создать новый вид искусства, суммировав все известные техники.

С 11.00 до 18.00, кроме вторника. До 14 октября.

Гран-Пале
(place Clemenceau, метро «Champs-Elysee-Clemenceau)

«Матисс Пикассо» выставка под таким названием, переехавшая в Париж из Лондона, где она на протяжении многих месяцев пользовалась огромным успехом, откроется в залах Большого дворца 22 сентября. Идея сопоставить творения двух мастеров, которых уже на заре ХХ века почитали основоположниками современного искусства, пришла в голову известному галерейщику Полю Гийому еще в 1918 году.

Пикассо и Матисс впервые встретились у своих общих друзей, меценатов Штейнов. В то время художники разрабатывали новые живописные идеи, которые впоследствии определили два направления в современной живописи: фовизм и кубизм. Полотна, отобранные для экспозиции, свидетельствуют о дружбе-соревновании художников. Выставка фиксирует стилистические и тематические заимствования и параллели и неизбежную конфронтацию в творчестве двух живописцев.

С 10.00 до 20.00, кроме вторника. До 6 января.

ЕЛЕНА ЯКУНИНА


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4422, 12 сентября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...