ЖИЗНЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Девушка с характером

Парижский дизайнер Татьяна Лебедева

В Париже появилась марка одежды «FuturWarLab» русского дизайнера Татьяны Лебедевой. Ее магазин (64, rue Vielle du Temple), расположен в самом центре Марэ, квартала, где обычно одеваются стильные молодые люди и склонные к экстравагантности деловые модель-1женщины со всего мира. Татьяна стала первым русским дизайнером, на которого обратило внимание известное парижское агенство «Жиро-Тотем». Патрик Жиро посоветовал ей не стесняться делать коллекции под своим именем.

Наше знакомство началось заочно: два года тому назад в одном модном парижском салоне парикмахерша дарила всем постоянным клиенткам изящный аксессуар тени, представленные как серебристый медальон в форме эллипса. С большим удивлением я прочитала на этикетке по-французски: «Татьяна Лебедева специально для "Ореаля"». Потом на заметки об оригинальном русском дизайнере я стала постоянно натыкаться во французской прессе.

Наконец мы встретились. Татьяна показывает мне коллекцию в своем первом магазинчике, на Монмартрском спуске.

Здесь я начинала. Тогда это был и магазин, и мастерская одновременно: в одной части стоял огромный стол со швейной машинкой здесь я резала ткани, сама кроила, сама шила. А в соседнем зале я сама же коллекцию продавала.

У Татьяны длинные черные волосы и слегка раскосые глаза немного азиатская прелесть русского дизайнера явно не ускользнула от французов, которые с восхищением сравнивают ее с моделью или танцовщицей.

модель-2 Конкуренция, конечно, в Париже огромная, но я никогда еще за все эти годы не слышала слова «нет», лицо Татьяна озаряется улыбкой победительницы, и я ей верю. С самого начала ее фирма развивалась на самофинансировании: на какую сумму одежды было продано, столько денег и вкладывалось в развитие. Марка была зарегистрирована в конце 1996 г., с конца 1997-го Татьяна участвует в парижских салонах моды, в 1998-м она открыла первое ателье-бутик. Сейчас на нее работает несколько ателье, а ее коллекциии продают не только во Франции, но и в Италии, Англии, и только что подписан контракт, по которому ее марку будут продавать 18 магазинов в Токио и Осаке.

Уже вошло в привычку, что модные стилисты приходят работать в театр. Татьяна Лебедева, наоборот, пришла в моду из мира театра.

Она училась в Москве на вечернем отделении постановочного факультета Школы-студии им Немировича-Данченко при МХАТе, а днем работала ассистентом костюмера в «Школе драматического искусства» Анатолия Васильева. В конце 80-х со спектаклем «Серсо» впервые попала в Париж.

Это был для меня шок. Я родилась и провела детство в одном из закрытых атомных центров вблизи Москвы и воспитывалась как настоящий советский ребенок пионерка, комсомолка, искренне во все верившая.

Через год, уже с сыном и мужем, она приехала в Париж искать удачу. Модой она тогда заниматься не собиралась, хотя из чисто профессионального любопытства окончила школу модельеров при парижской Синдикальной палате от-кутюр, потом стажировалась у Шанталь Томас. Но интересовал ее в основном театральный костюм. Счастливая встреча с художником Борисом Заборовым, взявшим ее ассистенткой на спектакль «Лукреция Борджиа», помогла ей на несколько лет остаться в «Комеди франсез» ассистентом директора по костюмам.

На самом деле, так, как шьют костюмы в «Комеди франсез», это настоящая от-кутюр. Не случайно там работали и Лакруа, и Мюглер.

Почему я стала делать собственные коллекции? История очень личная. Как правило, даже когда я покупала одежду у самых именитых и дорогих модельеров, мне необходимо было что-то изменить. Даже самые коллекционные модели, к ужасу моего окружения, я всегда переделывала. Однажды я просто решила: а почему бы не сделать все самой с начало и до конца? Решение мои близкие приняли без энтузиазма, так как денег для основания своей марки мне никто не давал. Но тут, наверное, сработал чисто русский подход не утилитарный, мое чисто русское безумие!

Первую коллекцию Лебедева придумала для себя. Так появился ее главный дизайнерский ход трансформирующаяся одежда. В зависимости от настроения и обстоятельств. Например, платье-«скафандр» строгий черный или серый балахон, внизу развертывающийся волан на крючках или на молнии.

Лебедева Мне, как всякой женщине, вечером, когда я куда нибудь иду, хотелось потрясающе выглядеть.Но если из дома выходишь в восемь часов утра и на целый день? Нужно было придумать такое платье, чтобы вечером после работы можно было его трансформировать да так, чтобы все окружающие просто ахнули: «Вы ее видели?!»

А вот юбка, которую она иронически прозвала « конфетой».

Раньше носила прямую длинную юбку, а ателье находилось наверху этой улицы, поднимающейся к Сакре-Кер. Чтобы в такой узкой юбке подняться в гору, вы вынуждены постоянно приподнимать ее. А теперь р-р-раз вы поднимаете юбку, закрепляете на крючок или молнию, а наверху снова открываете. А так как мне нравятся объемы более сложные, то появляются складки, воланы, можно поднять ее полностью или только с одной стороны... Появляется какая-то игра, дающая каждой женщине возможность проявить свою фантазию.

А вот эти брюки из прорезиненного хлопка появились в коллекции, когда я стала ездить на мотоцикле. То есть я проживаю какую-то свою личную историю, а потом как бы предлагаю моим клиенткам принять в ней участие. Как правило, это нравится. Мои клиентки так привыкли к трансформациям, что часто спрашивают: а что я еще могу с этой вещью сделать?

Я работала в театре-лаборатории Васильева, лабораториями называли свои опусы русские конструктивисты. А у меня Лаборатория футуристического костюма.

Создавая коллекцию, Татьяна больше исходит из внутреннего зрения, чем следует модным тенденциям.

Для меня самое главное ткани, а во-вторых, пропорции. Почти все материалы, которые я использую, из спортивной моды, я перевожу их в одежду: например, прорезиненный хлопок, специально обработаный полиамид. Стилистика у меня совсем не театральная в конструировании одежды я использую геометрическкие формы и чисто архитектурные объемы. Главный источник вдохновения для меня русский конструктивизм 20-х годов, Татлин например.

В Лебедевой удивительным образом уживается страсть к радикальным экспериментам и строгий расчет. В 1996 г. она придумала одежду с интегрированными компьютерами для американской фирмы «Сибернавт».

Мне казалось, что через десять лет все женщины будут носить на себе компьютеры. Теперь эта идея больше не вписывается в мое понимание мира: я совсем не хочу, чтобы обо мне всё в любой момент знали.

Или еще как-то сшила всю коллекцию целиком из бумажных квадратиков и цветов.

Часто молодые модельеры говорят: вот были бы у меня деньги, я бы сделал что-то красивое. А я себе сказала: нет денег? Но ведь делали же русские конструктивисты дома из картона, почему бы не сделать коллекцию от-кутюр из бумаги?

Коллекцию раскупили моментально, но тут все-таки Таня поняла, что ей больше нравится придумывать одежду, которую будут носить. Именно поэтому она предпочитает лучше открыть третий магазин (в квартале Сен-Жермен), чем вкладывать деньги в дефиле.

На такую женщину, как я. Свободную, без комплексов и с характером. Мне 37, и чем ближе к сорока, тем я себя чувствую уверенней в себе. У меня в основном постоянные клиентки. Есть такие, что приезжают специально из Нью-Йорка, Лондона, Токио в самом начале коллекции. Только в Париже у меня сегодня 4-5 тысяч постоянных покупательниц. Это много.

Среди них продюсеры, архитекторы, графики, журналистки.

Чаще всего это женщины, которые много работают, много путешествуют и не боятся показать свой характер, не пытаются спрятаться за готовые формулы, которые они видели в последнем журнале. С моим опытом создания театрального костюма я в какой-то степени помогаю им создать свой образ.

Любимый цвет Лебедевой красный. Она утверждает, что красный это всегда безошибочно красиво. Так же, как черно-белая графика. А вообще-то хит последней летней коллекции разноцветные блузки, украшенные лепестками роз, словно слегка охваченных увяданием. Розы Татьяна рисует сама, до них хочется дотронуться, чтобы убедиться, что они не настоящие. Татьяна называет эту модель своим реверансом женственности.

В идеале одежда должна быть без сентиментов, но классная.

Юбки, немного растрепанные по кромке ткани, игра в анархию на пределе серьезности.

Я поняла, что если в этом мире серьезно ко всему относится, то вас хватит всего на год. Я не хочу принимать моду близко к сердцу, для меня мода это немножко игра. Например, под кодовым названием «пренебрежение к роскоши» у меня была коллекция «Ренессанс», которая целиком состояла из порезанных на кусочки дорогих тканей. Еще мне нравится сбить спесь с классического жакета, запихнув его в стиральную машину.

Лебедева импульсивна не только в своих коллекциях, но и в жизни. Легко увлекается, не один раз была замужем. Говорит, что все ее мужчины были люди исключительные, но по-настоящему ее не понимали. В том числе и ее шестнадцатилетний сын Никита. Только сейчас она наконец нашла свою «половину»: они знакомы с Патриком пять лет и год назад поженились. Патрик, дизайнер по интерьерам автомобилей, в момент их знакомства работал для фирмы «Томсон» и первое время просто помогал Татьяне советами, но потом все бросил и уже два года занимается исключительно развитием ее марки.

Вообще-то у меня к мужчинам тоже отношение эстетическое, мой спутник должен быть всегда в форме. Так что то обстоятельство, что Патрик занимается виндсерфером, сыграло решающую роль в том, что я сказала ему «да». Я наконец абсолютно счастлива первый раз чувствую, что меня понимают.

ЕКАТЕРИНА БОГОПОЛЬСКАЯ


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4422, 12 сентября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...