СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Дума началась

Горячие законы и жаркие постановления

Расписание на осень

Осенняя сессия считается бюджетной, так как основное ее содержание традиционно составляет бюджетный торг. В бюджетном процессе-2003 пока можно отметить два новых оттенка. Во-первых, бюджет 2003 г. будет беспрецедентным по степени закрытости: из военных статей, к примеру, открыто чуть более 1%. Во-вторых, правительство торжественно заявило, что все бюджетные позиции уже согласованы и никаких проблем с прохождением бюджета не будет. Верится, надо сказать, с трудом. По опыту предыдущих лет у всех, кто наблюдал бюджетный процесс, сложилось стойкое мнение, что борьба за перераспределение денег налогоплательщиков идет до финального свистка, то есть до момента окончательного утверждения бюджета в Думе. Вряд ли на этот раз правительству удалось заблаговременно ублаготворить всех желающих. Первое, самое неинтересное чтение бюджета, во время которого обсуждаются исключительно основные параметры, намечено на 26 сентября.

Бюджет это, однако, еще не все. Ожидаются и другие горячие законы. Уже в сентябре Дума собирается рассмотреть пакет законопроектов о реформе электроэнергетики имени Анатолия Борисовича Чубайса. Как известно, первая попытка внести эти законы под занавес весенней сессии не удалась по непонятным причинам: то ли депутаты при невмешательстве администрации президента решили показать Чубайсу кузькину мать, то ли сам глава «ЕЭС России» решил притормозить. Чуть меньший интерес вызывает пакет законов о реформе железнодорожного хозяйства, с поспешностью принятый в первом чтении летом под улюлюканье левых фракций. В октябре Дума должна обсудить во втором чтении «грефовский» закон об основах технического регулирования, который упраздняет систему госстандартов и предлагает принять вместо них некоторое (изрядное) количество технических регламентов. Тогда же, по идее, будет приниматься новый Таможенный кодекс, одобренный в первом чтении Бог весть когда. Наконец, Думе нужно что-то делать с новым законом о банкротстве, который после колоссальных усилий правительства прополз через Думу и Совет Федерации только для того, чтобы натолкнуться на вето президента.

К парламентским выборам 2004 г. депутаты должны принять обновленную версию «закона о выборах себя». Второе чтение ожидается в октябре. Наверняка будет внесен и новый вариант закона о выборах президента России. Возможно, будет обсуждаться внесенный по инициативе Астраханской области законопроект о прямых выборах Совета Федерации.

Из политических инициатив наибольшую известность получило предложение «нелевых» фракций внести поправку в закон о референдуме, запрещающую проводить референдумы в течение последнего года перед федеральными выборами. Поправка откровенно направлена против коммунистов, которые сейчас развернули инициативу по проведению референдума о земле и недрах. Аргументация сторонников поправки такова: под предлогом подготовки референдума любая политическая партия может безнаказанно вести избирательную кампанию задолго до ее официального старта. Возражения совершенно очевидны: во-первых, граждане Российской Федерации имеют конституционное право на волеизъявление путем референдума; во-вторых, принятие «персональных» поправок в законодательство не украшает российскую демократию.

Из других интересных законов отметим обсуждение новых версий закона о СМИ. Законопроект, подготовленный депутатами, уже находится на рассмотрении в комитете; правительство обещает внести свой вариант буквально на днях. С другой стороны, правительство обещает сначала поправки, а потом и целый закон о СМИ уже очень, очень давно.

Ущелье

Депутатам свойственно оперативно откликаться на события международной политики. 13 сентября они обсудили два постановления: о российско-грузинских отношениях и об обращении Государственной Думы в связи с действиями США «в отношении республики Ирак». С Ираком дело не выгорело: проект постановления, выдвинутый группой членов левых фракций, был провален. Главные мысли там состояли в том, что повод для проведения военной операции «представляется несостоятельным, поскольку США до настоящего времени не представили убедительных доказательств подготовки Ирака к созданию оружия массового поражения», по каковой причине «мировое сообщество в лице ООН должно наконец принять решение об отмене экономических санкций в отношении Ирака, в результате которых иракский народ стал жертвой гуманитарной катастрофы». Большинство депутатов предлагало обсудить текст в комитете, пошлифовать формулировки и только после этого выносить на обсуждение. Инициаторы на это не согласились, за что были наказаны. Впрочем, вполне возможно, что тема Ирака еще всплывет.

Судьба постановления о российско-грузинских отношениях оказалась более счастливой, хотя и довольно занимательной Его поддержало абсолютное большинство депутатов Думы (350 человек); правда, перед этим обсуждение постановления было прервано. По официальной версии ввиду сбоя в системе электронного голосования; по неофициальной для консультаций; по совсем неофициальной из-за того, что сломалась кнопка «звонок к другу» (иначе говоря, центристы не смогли дозвониться до своего кремлевского начальства). Текст постановления вынашивался мучительно: в течение дня комитет по международным делам (точнее. его председатель Дмитрий Рогозин) изготовил целых четыре варианта. При этом первые три отличались друг от друга исключительно стилистически. Если в одном употреблялось выражение «грузинские власти», то в другом тот же объект обозначался словами «руководство Грузии» и т.п. Единственное заметное отличие последнего варианта от всех остальных состоит в том, что в нем возможность заключения российско-грузинского договора о дружбе, добрососедстве, сотрудничестве и взаимной безопасности всего лишь ставится под сомнение. Более ранняя формулировка звучала так: «Государственная Дума полагает необходимым приостановить работу над проектом российско-грузинского договора...» Другие резкие выражения остались. Например, Дума «рекомендует правительству рассмотреть вопрос о дальнейшей целесообразности предоставления Грузии экономической помощи в любых формах, включая поставки энергоносителей на льготных условиях, в связи с нежеланием руководства Грузии принять эффективные меры поПутин, Сочи - заявление по Грузии борьбе с международными террористами на своей территории», а президент, по мнению депутатов, «вправе принять самые решительные меры», вплоть до военной операции, «против вооруженных формирований и баз подготовки международных террористов, расположенных на той части территории Грузии, которая не контролируется в полной мере руководством Грузии».
   На снимке: Ультиматум Владимира Путина Грузии воодушевил большинство российских депутатов.

Круг лиц, которых не вдохновила перспектива войны с Грузией, был невелик и состоял из депутатов-«яблочников», представителей СПС (фракция пыталась провести смягчающие поправки), жириновца Алексея Митрофанова, для которого Грузия слишком незначительное государство, чтобы ради него постановления принимать, и независимых депутатов членов «Либеральной России». Чтобы понять суть поправок, предлагавшихся либероссами, достаточно следующей цитаты:

«Государственная Дума заявляет, что любая попытка вторжения в Грузию станет абсолютной катастрофой для России. (...) Государственная Дума призывает Совет Федерации не давать разрешения на вторжение в Грузию не брать на себя тягчайшую историческую ответственность за эту авантюру. Государственная Дума призывает страны Запада четко и недвусмысленно заявить руководству России о недопустимости агрессии против Грузии». Свое согласие с указанной позицией выразили 20 человек.

С другой стороны, предложение Анатолия Чехоева упомянуть в постановлении о том, что в России «находятся более 800 тысяч граждан Грузии (последний нолик в текст поправки был вписан от руки видимо, в последний момент перед тем, как размножить бумажку. Е.М.), занимающихся коммерческой и другими видами деятельности», и при этом «отток капитала из России, по официальным данным, составляет 1,2-1,5 млрд. долларов, что в несколько раз превышает годовой бюджет Грузии», тоже не нашло особого отклика в сердцах коллег (за всего 93).

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4423, 19 сентября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...