МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Германия:
Шрёдер остался у власти

У коалиции социал-демократов и «зеленых» парламентское большинство в четыре голоса

По мнению немецких аналитиков и обозревателей внутренней политики, воскресные выборы в Бундестаг были одними из самых захватывающих и напряженных в послевоенной истории страны. Последние опросы предсказывали небольшое преимущество социал-демократам, однако все были уверены, что разрыв будет минимальный. Реальность превзошла ожидания. Уже первой неожиданностью стали предварительные, еще неофициальные результаты выборов, оглашенные в шесть часов вечера, в момент прекращения голосования, первым каналом телевидения ФРГ: социал-демократы 37%, Фишер-ШредерХристианско-демократический и Христианско-социальный союз 39%, «зеленые» 9,5%, свободные демократы (либералы) 7%; экс-коммунисты (Партия демократического социализма) не дотянули до 5-процентного барьера и получили лишь два прямых мандата.
   На снимке: Именно ему, министру иностранных дел ФРГ и лидеру "зеленых" Йошке Фишеру (слева) Герхард Шредер обязан сохранением у власти красно-зеленой коалиции.

В течение следующих часов показатели менялись то в одну, то в другую сторону. То у правящей коалиции появлялось большинство в один голос, то оппозиция набирала вес, и смена правительства казалась неизбежной. В семь вечера перевес ХДС/ХСС достигал 2,5%, и кандидат Эдмунд Штойбер провозгласил себя победителем. В Германском информационном центре в Париже немецкие и французские журналисты просто не успевали вносить поправки в свои репортажи.

Постепенно преимущество ХДС/ХСС таяло, и к полночи он опережал СДПГ всего на 0,2%. В час ночи между социал-демократами и демохристианами обозначился пат: обе партии получили по 38,5%. Однако благодаря четырем прямым мандатам СДПГ удалось получить больше мест в Бундестаге и стать главной фракцией. Новая расстановка сил в немецком парламенте выглядит следующим образом: СДПГ и «Союз-90/Зеленые» располагают 306 местами на четыре больше, чем необходимо для большинства и избрания канцлера. ХДС/ХСС и их возможные партнеры по коалиции либералы 295 мест. У экс-коммунистов так и осталось два депутата.

Политологи и журналисты сходятся во мнении, что главным победителем стал «Союз-90/Зеленые», неожиданно получивший 8,6% и спасший правительственную коалицию. Почти два процента прироста смогли возместить 2,4%, потерянные социал-демократами по сравнению с предыдущими выборами. А ведь еще в начале года экологистам предрекали мрачное будущее и вообще сомневались в способности «зеленых» преодолеть 5-процентный барьер. Уж на слишком много компромиссов пришлось пойти защитникам окружающей среды в правительстве Герхарда Шредера. Однако «наводнение века» в восточной части страны и действительно конкретные предложения в партийной программе сыграли свою роль. Почти полмиллиона избирателей, отдавших свои голоса в 1998 г. социал-демократам, предпочли голосовать на этих выборах за экологистов. Большую роль также сыграла репутация лидера «зеленых», министра иностранных дел Йошки Фишера, которого около 80% немцев считают самым популярным политиком». В итоге «Союз-90/Зеленые» оказался единственной партией достигшей всех своих трех целей: набрать больше 8% голосов, остаться третьей силой в парламенте и снова участвовать в правительстве. Более того, так как именно благодаря им «красно-зеленая» коалиция осталась у власти, то вес экологистов в новом кабинете Шредера увеличится, что приведет к большему «позеленению» политики Берлина.

Главным проигравшим все считают либералов. Они ставили себе целью получить 18% голосов и обогнать ненавистных им «зеленых», став третьей силой в Бундестаге, но им пришлось довольствоваться 7,4% и еще на четыре года остаться на скамье оппозиции. Прирост в 1,2% по сравнению с 1998 г. не может расцениваться как удовлетворительный, принимая во внимание, что еще в июне партия набирала, по опросам, 11%.

Шредер Штойбер Причин их катастрофического результата несколько. Желание вернуться к власти настолько ослепило партийную верхушку, что на вооружение стали приниматься любые методы, способные прибавить голосов. Прыжки с парашютом, участие в немецком аналоге программы «За стеклом», посещение дискотек и многие другие выходки лидеров партии привели к тому, что немецкая пресса окрестила ее «партией забав». Характерно, что газета «Файнэншл таймс Дойчланд», по обыкновению сочувствующая либеральной идеологии, в своем предвыборном анализе партий и программ охарактеризовала свободных демократов как партию, «почти не подлежащую избранию». Масла в огонь подлила антиизраильская позиция заместителя председателя партии Юргена Мёллемана, неоднократно обвинявшего Тель-Авив в «государственном терроризме» против палестинцев.

Поражение на выборах усугубляется еще и тем фактом, что плохой результат свободных либералов не позволил ХДС/ХСС сформировать правительство.

Вторым проигравшим стала ПДС, набравшая всего 4% (на 1,1% меньше, чем в 1998 г.). Проблема, однако, в другом: партии грозит полное исчезновение с политической карты Германии. Бастионом экс-коммунистов всегда были земли бывшей ГДР. Социал-демократам удалось привлечь на свою сторону солидную часть ее электората, взяв на вооружение два главных лозунга наследницы СЕПГ: защита интересов восточных немцев и антимилитаризм. Лидеры ПДС официально признают, что без реформ партийной структуры у партии нет шансов выжить. Однако что именно понимается под реформами и как они будут проводиться в жизнь совершенно неясно.

Третьим потерпевшим можно назвать ХДС/ХСС, который хотя и улучшил свой показатель на 3,4%, но главной цели стать самой сильной фракцией в Бундестаге и поставить своего канцлера не достиг. Его кандидату Эдмунду Штойберу придется вернуться к исполнению обязанностей премьер-министра Баварии.

Причин этого поражения три. Штойбер неодооценил ситуацию и промедлил во время наводнений в восточной части страны. Шредер со свойственным ему политическим чутьем оказался на высоте. Канцлер немедленно посетил опустошенные паводковой волной регионы и против воли министра финансов принял ряд конкретных мер в пользу пострадавших. Восточные немцы, и так недолюбливавшие Штойбера как баварца, всегда выступавшего за сокращение помощи бывшим землям ГДР, оплатили счет по векселям: 40% отдали свои голоса СДПГ и лишь 28% ХДС/ХСС. Принимая во внимание, что конечный перевес социал-демократов по отношению к христианским демократам составил меньше 8700 голосов, можно смело утверждать, что поддержка восточных немцев стала решающим фактором победы канцлера.

Вторым пунктом стала позиция правительства ФРГ по отношению к возможным военным действиям США в Ираке. В то время как Штойбер так и не смог четко сформулировать свою позицию, Шредер категорически отверг любое участие вооруженных сил Германии в операции, даже при наличии мандата ООН. Чувствуя за собой поддержку почти 60% населения страны, канцлер вел беспроигрышную игру.

Третий и, возможно, решающий пункт сама фигура Герхарда Шредера, его харизма. Косноязычный Штойбер никак не мог тягаться с «медиальным канцлером», умеющим в нужную минуту посерьезнеть или, разряжая обстановку, пошутить.

Шредеру и обязана СДПГ результатом выборов. Еще в июле христианские демократы, по опросам, опережали социал-демократов на целых 6%. Но благодаря наводнениям и Ираку Шредер буквально вытащил партию из болота и достиг результата, немыслимого еще месяца два назад. Несмотря на то, что по сравнению с 1998 г. СДПГ потеряла 2,4%, ее можно смело назвать проигравшей победительницей.

Выборы позади, и наступает время переговоров по формированию правительства. Продержится ли новая «красно-зеленая» коалиция еще четыре года или, как предсказывает неудавшийся кандидат на пост канцлера Эдмунд Штойбер, распадется уже через год покажет время. С одной стороны, большинство всего в четыре голоса фундамент довольно шаткий, с другой в таких-то ситуациях партийная дисциплина и коалиционная сплоченность наиболее сильны. Работы у правительства непочатый край. Свыше 4 миллионов безработных, необходимость либерализации рынка труда, реформа системы страхования медицинского обслуживания вот главные вопросы, стоящие на повестке дня. Социал-демократам и «зеленым» избиратель предоставил еще одну возможность попытаться доказать, что они в состоянии сократить безработицу, вывести ФРГ из экономического кризиса и провести необходимые стране реформы. Третьей попытки дано не будет.

КАРЛ КУЯС-СКРИЖИНСКИЙ


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4424, 26 сентября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...