МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Труба на юг

Объявлено о начале строительства крупного нефтепровода на Каспии

18 сентября на нефтяном терминале в Сангачалах, что в 40 км от Баку, состоялась торжественная церемония начала строительства основного экспортного нефтепровода (ОЭТ) БакуТбилисиДжейхан. В церемонии приняли участие президенты Азербайджана, Турции и Грузии Гейдар Алиев, Ахмед Неджет Сезер и Эдуард Шеварднадзе, министр энергетики США Спенсер Абрахам и другие официальные лица.

Свои поздравления по поводу этого события прислали президенты США и Франции, премьер-министры Великобритании и Норвегии. Компании из этих стран участвуют в прокладке ОЭТ.

Куда течь нефти?

Вопрос транспортировки нефти с азербайджанских месторождений на Каспии на мировые рынки обсуждается с начала 90-х, с тех пор, как Азербайджан стал независимым. После подписания в 1994 г. «контракта века» соглашения по разработке месторождений Азери, Чираг и Гюнешли вопрос об экспортных маршрутах стал практическим. Уже тогда речь шла о нескольких маршрутах трубопроводов, причем было определено, что одни трубопроводы будут предназначены для экспорта малых объемов «ранней» нефти, другие «основной».

С самого начала дискуссии об экспорте нефти с Каспия Россия предлагала участникам консорциума по разработке месторождений использовать действующий нефтепровод БакуНовороссийск. Однако азербайджанская сторона говорила о недостатках этого маршрута. Во-первых, часть этого нефтепровода проходит по территории мятежной Чечни. Чтобы решить эту проблему, российская компания «Транснефть» построила обходной нефтепровод вокруг этой республики. Другой недостаток нефтепровода Баку-Новороссийск то, что он приводит лишь в Черное море. А в Новороссийске и в проливах Босфор и Дарданеллы действуют ограничения на водоизмещение танкеров, перевозящих нефть. В отличие от Новороссийска турецкий порт Джейхан глубоководный (способен принимать суда водоизмещением более 200 тыс. тонн) и расположен на Средиземном море. Это позволяет загружать супертанкеры и экспортировать нефть не только в Западную Европу, но и в США.

Еще одной причиной, по которой основная нефть не пошла в Новороссийск, была политика властей Азербайджана. С возвращением к власти в республике Гейдара Алиева Азербайджан сделал ставку на усиление независимости от России. В этом его поддерживали и США. Нефтепровод БакуТбилисиДжейхан должен стать первым крупным экспортным нефтепроводом на территории СНГ, который не будет контролироваться Россией. Политическое решение о начале строительства нефтепровода было подписано президентами США, Азербайджана, Грузии и Турции во время стамбульской встречи глав государств и правительств ОБСЕ в 1999 году.

Во что обходится независимость

Главный недостаток нового нефтепровода высокая стоимость. Первоначально стоимость этого сооружения длиной 1730 км оценивали в 2,5 млрд. долларов. Поиск компаний, готовых вложить средства в строительство нефтепровода, продолжался несколько лет. В итоге держателями акций «Трубопроводной компании БакуТбилисиДжейхан» стали Государственная нефтяная компания Азербайджана, «Бритиш петролеум», «Статойл» (Норвегия), «Юнокал» (США), ЭНИ (Италия) и ряд других компаний. Российский «ЛУКойл», который принимает участие в освоении месторождений Азери, Чираг и Гюнешли, после переговоров отказался от участия в строительстве нефтепровода на Джейхан.

Разработка технико-экономического обоснования строительства в итоге дала более высокую цену 2,95 млрд. долларов. Большая часть этих средств должна поступить в виде кредитов от акционеров проекта. При этом расходы на строительство нефтепровода составят 1,4 млрд. долл. для турецкого участка, по 600 млн. долл. для азербайджанского и грузинского участков, еще 200 миллионов расходы на общее управление проектом. Само строительство нефтепровода должно начаться в марте следующего года и завершиться через два с половиной года.

Еще одна опасность для нефтепровода хватит ли нефти. По проекту нефтепровод рассчитан на перекачку 50 млн. тонн ежегодно. Однако в настоящее время Азербайджан добывает всего лишь около 9 млн. тонн нефти, которую экспортирует через Новороссийск и грузинский порт Супса.

Главная надежда азербайджанских властей связана с месторождениями Азери, Чираг и Гюнешли. Участникам проекта предъявлено требование: вся нефть, добываемая на месторождениях, должна поступать только в нефтепровод БакуДжейхан. Но отметим, что соседний с Азербайджаном Иран претендует на южную часть этой нефтеносной структуры («РМ» неоднократно писала о юридических проблемах раздела Каспийского моря). Хотя трудно прогнозировать развитие событий на Каспии, но нельзя исключать, что Иран более активно предъявит свои права, что может сказаться на объемах добычи нефти.

Нефть из Казахстана

Надежды акционеров нефтепровода БакуДжейхан во многом связаны с нефтью из Казахстана. В настоящее время подавляющая часть экспортируемой оттуда нефти ориентирована на нефтепроводы России. В нынешнем году началась промышленная эксплуатация нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, который транспортирует нефть с месторождения Тенгиз в Новороссийск. Недавно Казахстан объявил об открытии крупного месторождения Кашаган на шельфе Каспийского моря, которое через несколько лет может дать значительный прирост экспорта. В результате между Россией и Азербайджаном возникает конкуренция за возможность транспортировать казахстанскую нефть.

Президент Казахстана Назарбаев ведет себя осторожно и не торопится с окончательными решениями. Но из Астаны время от времени доносятся заявления о том, что транспортировка казахстанской нефти через трубопровод БакуДжейхан может быть перспективной.

Во время последнего визита Владимира Путина в Казахстан Нурсултан Назарбаев принимал его не в столице республике, а в одном из казахских портов на Каспии. Для российского президента была организована экскурсия по новому порту, основное назначение которого транспортировка нефти в Баку.

Россия пошла на некоторый компромисс с Казахстаном по вопросу о спорных месторождениях. Между двумя республиками подписано соглашение, по которому эти месторождения должны разрабатываться на паритетных основах. В результате компания «ЛУКойл», которая единолично разрабатывала месторождение на севере Каспия, теперь вынуждена разделить его с казахскими компаниями.

Строительство нефтепровода БакуТбилисиДжейхан серьезно изменит ситуацию в районе Каспийского моря. Но уже и сейчас здесь начали проявляться новые тенденции. Более активную роль начали играть Туркмения и Иран, расположенные к югу от Каспия. Казахстан начал экспортировать нефть в северные районы Ирана, получая взамен нефть в южных портах этой страны. С падением режима талибов оживилась политическая активность и туркменского президента Сапармурада Ниязова. России еще предстоит выработать взвешенную позицию, чтобы отстоять свои позиции в регионе.

АНВАР АМИРОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4424, 26 сентября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...