МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Франция:
«Л'Ореальная» история

Суд вынесет свое решение 23 октября, но потребителям содержимого ореалевских баночек и флакончиков в России, Белоруссии и на Украине полезно знать, что пострадал не только швейцарский бизнесмен с 1974 г. дистрибьютор французской косметики на просторах СССР, а затем России и СНГ, но и они сами. Каким образом?

В достопамятные времена, когда инженеры со сторублевыми окладами дарили своим женщинам флаконы духов «Клима» по 25 рублей, существовала четкая система поставки французской парфюмерии. «Внешторг» заключал контракты с такими фирмами, как «Ланком», «Кашарель», «Палома Пикассо», «Джорджо Армани», Ральф Лоран», «Ги Ларош», которые их выполняли, поручая доставку продукции швейцарской фирме «Темтрейд». Та нанимала транспортные фирмы, оформляла таможенные документы и передавала «Союзэкспертизе», славившейся своей требовательностью, образцы поставляемых товаров на проверку. Продавали эти «предметы не первой необходимости» в «Березке» (на валюту), в таких флагманах советской торговли, как ГУМ, ЦУМ, «Подарки», и в магазинах для новобрачных. Ко всеобщему удовольствию, никаких проблем не возникало: качество парфюмерии было отменным, в том числе и у «Л'Ореаля». До 1994 г. оборот фирмы «Темтрейд» по продажам косметики «Л'Ореаля» составил примерно полтора миллиарда долларов. Впечатляющий результат.

В 1995 г. Янез Меркун, владелец и президент этой фирмы, обнаружил, что на полках российских, белорусских и украинских магазинов французской косметики лежит больше, чем он завозил. Мало того, она стала продаваться не только в магазинах, но в переходах метро, общественных туалетах и по ценам ниже тех, что были установлены группой «Л'Ореаль» для продажи своих товаров фирме «Темтрейд». Вдобавок покупатели начали жаловаться на качество парфюмерии. Первыми стали разочаровывать духи «Клима». Но у Я.Меркуна все товары только высшего качества. Он пришел к выводу, что на рынке появились левые товары.

В 1997 г. швейцарцу стало ясно, что в России, Белоруссии и на Украине сформировался параллельный рынок, который на глазах структурировался и расширялся, достигая размеров, ставящих под угрозу деятельность его фирмы как официального дистрибьютора косметики «Л'Ореаля», и подрывал престиж самого производителя.

Пассивность парфюмерного гранда была странной, и г-н Меркун стал обращаться к руководству «Л'Ореаля» с призывами принять меры по пресечению левых поставок. В ответ никакого отклика. Наконец бизнесмен получил по почте от анонимного отправителя выписки из внутренних отчетов «Л'Ореаля», документально подтверждающие существование параллельного рынка, на их основании ущерб, нанесенный фирме «Темтрейд», оценивался в 7,3 млн. долларов. Эти отчеты швейцарец предъявил руководству «Л'Ореаля» и в ответ получил приглашение на переговоры. Они закончились 30 января 1998 г. подписанием дополнительного соглашения (к действовавшему контракту) о выплате дистрибьютору компенсации в 20 млн. французских франков. При этом его письменно заверили в том, что фирма «Л'Ореаль» и ее дочерняя компания «Парфюм э боте интернасьональ» (ПБИ) не принимали прямого участия в снабжении параллельного рынка, но больше не могут гарантировать, что товары не поступают на указанные территории, на которые представлена концессия, другими путями. После стольких лет успешного сотрудничества Я.Меркун не имел оснований сомневаться в заверениях вице-президента группы «Л'Ореаль/ПБИ» Жиля Вейля. Но очень скоро обстоятельный швейцарец с изумлением узнал, что его партнер лгал и, подписывая дополнительное соглашение, знал, что его содержание не соответствует действительности.

20 марта 1998 г. в брюссельском аэропорту бельгийские таможенники задержали партию французских духов (349 коробок весом 6,4 тонн), следовавшую из Дубая (?!) в Москву. Получатель «КМОС-Россия», отправитель «Фильтра интернасьональ», фирма, входящая в группу «Л'Ореаль/ПБИ». После такого из ряда вон выходящего случая фирма «Темтрейд» провела самостоятельные расследования и выяснила, что часть руководства группы «Л'Ореаль/ПБИ» c 1995 г. организовала и контролировала в России, Белоруссии, на Украине параллельный («серый») рынок. Основной элемент организации рынка фирма «Пармобель», филиал «Л'Ореаля/ПБИ» в Дубае. Имея статус филиала, она не могла быть прямым поставщиком параллельного рынка и участником в незаконной торговле. Поэтому она использует несколько сетей, из которых на сегодняшний день обнаружено три. Первая компания «Фильтра интернасьональ», выполнявшая указания «Пармобеля», и российские торговые фирмы, такие, как «Арбат престиж», входящая в группу «Arbat international», контролируемую небезызвестным Михасём, о чем упоминалось в ходе судебного процесса по делу Сергея Михайлова в Женеве в 1998 году. Огромные партии параллельных товаров продавали фирмы «Пикком» (Вартан Антонов) и «Курск» (Максим Климов). Другие сети завязаны на фирмы «Соколид» и «Масуд». Во всех схемах параллельно купле-продаже активно отмываются деньги.

Выяснив все, что касается незаконной деятельности компании «Л'Ореаль/ПБИ», Янез Меркун обратился в суд. Во-первых, он требует возмещения нанесенных ему финансового и морального ущерба, а во-вторых, надеется, что это судебное разбирательство станет «мировой премьерой» активного противодействия «серому рынку».

Суд выяснит, насколько пострадал швейцарский бизнесмен. И компании «Л'Ореаль/ПБИ» придется решения суда выполнить. Акционеры компании сами разберутся, кто в ее руководстве занимался извлечением личной прибыли в ущерб их интересам. Виновные в нарушении швейцарских и французских законов будут, вероятно, наказаны. Предположим, что справедливость восторжествует... Но кто остановит уже запущенный механизм? Российских парфюмерных комбинаторов призывать к порядку пока никто не собирается. Левая косметика продолжает наводнять наши прилавки: просроченная, неизвестно, в каких температурных и световых условиях хранившаяся, с липовыми сертфикатами и актами экспертизы и, наконец, прямо поддельная. А эта последняя уже просто опасна для здоровья. Умельцы подмешивают в нее такое, что потребителю грозит как минимум аллергия. «Л'Ореаль/ПБИ» крепко приложила руку к тому, чтобы российские торговые фирмы, с ней работающие, своей деятельностью на «сером рынке» сформировали отношение к постсоветскому пространству как к мусорному ведру, куда можно сбрасывать откровенно некондиционный товар. Я.Меркун надеется, что хотя бы в России начнут так же требовать от отечественных фирм соблюдения правил цивилизованной торговли, как требует он от французов.

Он, кстати, считает, что в России есть очень хорошие производители косметики например, фирма «Уральские самоцветы», производящая отличную продукцию на каждый день. И рекомендует опять вспомнить о когда-то легендарных духах «Красная Москва».

Подождем решения суда.

ВАЛЕРИЙ ГАНЧИКОВ


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4424, 26 сентября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...