МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
Когда читатели «РМ» получат этот номер, премьер-министр Ариэль Шарон уже вернется из Америки, где он побывал с седьмым по счету официальным визитом. 16 октября Шарон встретился с президентом Бушем. В ходе встречи Буш должен был назвать Шарону точную дату начала военной операции. Кроме того, он собирался призвать своего гостя к предельной сдержанности.
Правда, пока неясно, где находится этот предел. Очевидно, по этой причине в Израиле полагают, что американцы не потребуют от Шарона воздержаться от ответа на возможную атаку Ирака. А глава израильского правительства не собирается давать обязательств, которые свяжут ему руки.
Впрочем, в американском правительстве уже давно поняли, что в таком деле, как война с Ираком, которая во второй раз может обернуться войной и для Израиля, разговор нельзя вести на пальцах. Поэтому во время встречи в Белом доме Шарон, надо надеяться, имел возможность ознакомиться с американскими планами противостояния иракской угрозе обстрела еврейского государства ракетами класса «земляземля».
По словам израильской радиостанции РЭКА, американцы хотят наглядно доказать Израилю, что прикладывают огромные усилия к защите его безопасности, дабы убедить Шарона соблюдать необходимую сдержанность. Американцы также готовы гарантировать израильскому премьеру нанесение превентивных ударов по Ираку для предотвращения любых попыток обстрела Израиля иракскими ракетами и самую жестокую реакцию Вашингтона, если Багдад применит против еврейского государства химическое или бактериологическое оружие.
Американская администрация заинтересована в том, чтобы оставить Израиль вне любых военных действий, т.е. не подвергать опасности хотя бы пассивную поддержку своей военной операции арабским миром. Со своей стороны Шарон намерен добиться согласия на то, что, если Израиль подвергнется атаке, он себя защитит. Таким образом, премьер хочет сохранить свободу действий, с одной стороны, обещая не реагировать немедленно на любую атаку Ирака, а с другой не беря обязательств предельной сдержанности в любых обстоятельствах.
Как бы то ни было, ясно, что до начала любых ответных действий Израиль должен будет согласовать их с американцами. Поэтому уже решено, что с началом военной операции против Ирака в Израиле будет находиться связной офицер из европейской штаб-квартиры командования американской армии, отвечающий за координацию действий сторон.
В руководстве израильской системы безопасности не выражают большого восторга насчет того, что американцы собираются защищать Израиль, разместив здесь расчеты своих противоракетных батарей «Пэтриот». Представители служб безопасности заявляют, что израильские ракеты «Хец» не хуже американских. Не говоря уже о том, что Израиль должен защищать себя собственными силами. По другой версии, Израилю будет трудно отказаться от получения и размещения батарей «Пэтриот», хотя это еще больше ограничит свободу действий израильской армии.
На январь 2003 г. намечены совместные израильско-американские учения, в ходе которых будет отрабатываться защита наземных целей от ракет. В начале этого месяца в Израиль приезжала группа старших офицеров американской армии. Но говорит ли время, выбранное для учений, о возможном начале войны? На этот вопрос пока нет ответа...
Предполагается, что при всей важности иракской темы у Шарона и Буша осталось время обсудить палестинские проблемы и обострение положения на севере Израиля, где организация «Хезболлах» может воспользоваться началом войны с Ираком для массированного обстрела еврейского государства.
Наследник королей Ирака принц Али аль-Хусейн собирается возвратиться на родину при условии, что американские войска войдут в Багдад.
Живущий в Лондоне 46-летний принц двоюродный брат последнего короля Ирака Фейсала II. Он не скрывает своих претензий на багдадский престол, появившийся 80 с лишним лет назад при решающей поддержке Англии.
Летом 1916 г. правитель Мекки (город находился под турецким господством) Хусейн Бен-Али пообещал англичанам поднять восстание против турок. Лондон в ответ гарантировал ему и его сыновьям Али, Абдалле и Фейсалу признать их полную власть над всеми землями, которые тем удастся освободить.
В 1920 г. англичанам пришлось выполнить это обещание главным образом затем, чтобы потеснить на Ближнем Востоке своих недавних союзников, обосновавшихся в отбитых у турок Сирии и Ливане. Так Хусейн Бен-Али стал королем Хиджаза исторического региона вокруг Мекки (ныне Саудовская Аравия). Его средний сын Абдалла получил престол Трансиорданского эмирата (с 1946 г. Королевство Иордания). Младший, Фейсал, воцарился в Ираке.
Увы, участь всех этих «проклятых королей» из Хашимитской династии оказалась трагической. Хусейна Бен-Али и его старшего сына Али изгнали из Мекки саудиты, захватившие в 1925 г. Аравийский полуостров. Проявлявший чрезмерную независимость от англичан король Ирака Фейсал I погиб в 1933 г. в загадочной автокатастрофе. Его брат Абдалла, присоединивший в 1950 г. к Иордании правый берег реки Иордан и Восточный Иерусалим, год спустя был убит палестинским фанатиком у входа в мечеть аль-Акса.
Тем не менее в начале 1950-х отпрыски Хашимитов, молодые монархи Хусейн и Фейсал II, благополучно царствовали в Иордании и Ираке, где попеременно жила еще одна наследница их общего предка принцесса Бадиа (внучка скончавшегося в изгнании в 1931 г. Хусейна Бен-Али, дочь его старшего сына Али). Выйдя замуж за двоюродного брата Фейсала II принца Хусейна, она родила ему трех детей, младшим из которых был появившийся на свет в сентябре 1956 г. и названный в честь отца (и прадеда) Али аль-Хусейн.
Однако два года спустя, в июле 1958-го, в канун свадьбы самого 19-летнего Фейсала II, группа офицеров во главе с Абдель Керимом Касемом, ориентированная на светский Египет, осуществила в Багдаде военный переворот. Фейсал и его дядя были застрелены при штурме королевского дворца. Приехавшее на свадьбу семейство Хусейна и Бадии укрылось в посольстве Саудовской Аравии страны, некогда свергнувшей и изгнавшей деда Бадии. Вскоре они перебрались в Ливан.
Через десять лет правитель Ирака Касем погиб в очередном перевороте, власть в Багдаде надолго взял Саддам Хусейн. Семья Хашимитов в изгнании не заявляла никаких претензий на иракский престол.
Молодой Али аль-Хусейн, перебравшийся в конце 70-х в Англию, закончил университет. В 1986 г. он женился на дочери крупного коммерсанта-шиита с юга Ирака и устроился консультантам по инвестициям в один из лондонских банков.
Впервые его имя оказалось «на слуху» у мировой общественности в начале 90-х. Тогда Али заявил о создании «Монархического конституционного движения». Его главной целью было свержение режима Саддама Хусейна, собиравшегося тайно короноваться еще в 1980 г., ибо он прекрасно понимал все преимущества монархии на Востоке.
Принца Али активно поддержал Буш-старший. Сменивший его на посту президента Билл Клинтон забыл не только о наследнике престола в изгнании, но и о Саддаме. И вот лишь сейчас, в разгар подготовки США к войне против Ирака, Али аль-Хусейн вновь стремительно набирает политический вес. В середине июля он стал одной из главных фигур на устроенном в Лондоне съезде иракской оппозиции. В августе он был приглашен в Вашингтон, где обсуждал с представителями американской администрации перспективы Ирака после Саддама.
Он заявил тогда: «Вывести Ирак из глубокого кризиса может лишь свержение режима и предание Саддама Хусейна Международному трибуналу как военного преступника».
По слухам, циркулирующим в последнее время в Каире, младший сын президента Египта Хосни Мубарака 39-летний Гамаль может вскоре сменить отца на посту главы государства. Правда, и тот и другой опровергают эти слухи. И все-таки появились они не случайно.
В середине сентября на каирском стадионе состоялся 8-й съезд правящей Национал-демократической партии (НДП) с участием около 6 тысяч делегатов. Работа съезда транслировалась по радио и телевидению, и миллионы египтян стали свидетелями восхождения на Олимп власти Мубарака-младшего.
Лидером НДП вновь был избран 74-летний президент, а его сын получил пост секретаря по вопросам «внутренней политической ориентации». Этот пост позволяет ему стать «серым кардиналом» партии, ибо он получил практически неограниченные полномочия. Теперь он будет определять новые направления политики, создавать новые структуры как в парламенте, так и за его пределами. Но главное эта должность позволит ему омолодить партийное руководство и расширить ряды своих сторонников.
Короче, Мубарак-младший стал третьим человеком в государстве после генерального секретаря партии и его заместителя. Кто же он потенциальный «престолонаследник»?
Гамаль Мубарак дипломированный экономист, выпускник Американского университета в Каире. Восемь лет работал в лондонском и каирском отделениях «Бэнк оф Америка». Подобно своему старшему брату Али (преуспевающему бизнесмену) и в отличие от своего отца-президента он никогда не носил военной формы. Поэтому, если ему суждено стать президентом, то он будет первым в истории Египта лидером, не вышедшим из армии. Кстати сказать, его ни разу не видели молящимся в мечети.
В Египте Мубарака-младшего считают современным человеком, умным, амбициозным, хорошо разбирающимся в проблемах страны и получившим «хорошее воспитание». В своих политических речах он постоянно призывает к демократическим реформам. Не удивительно, что для многих египтян он стал олицетворением светского образа жизни. Он выглядит по-европейски и прекрасно знает английский язык. Одним словом, это лидер нового типа.
Египетские аналитики отмечают, что многими своими чертами Мубарак-сын напоминает ряд высокопоставленных представителей так называемого клуба второго поколения арабского мира. Всем им под сорок, большинство из них получили образование на Западе и успели пожить в большом мире. Все они говорят, с одной стороны, о преемственности, а с другой о необходимости перемен.
В этот «клуб» входят король Иордании Абдалла II, президент Сирии Башир Асад, король Бахрейна Иса Бен-Мухаммед и правитель Катара Хамид аль-Халифа. Между тем, несмотря на сходство во взглядах, в получении образования и на одинаковый возраст, они почти не поддерживают связи друг с другом.
По мнению аналитиков, налицо признаки того, что египетский президент «готовит» младшего сына, но делает это очень медленно и постепенно. Правда, он постоянно заявляет: «У нас не Сирия. То, что могут себе позволить сирийцы, в Египте не пройдет». Этими словами египетский лидер откровенно намекнул на то, как президент Сирии Хафез Асад назначил собственного сына своим преемником.
Назначение Мубарака-младшего на один из ключевых постов в партии никого не удивило. Многие предполагали такое развитие событий. Если бы он был назначен на какой-то более высокий пост, скажем, на должность генерального секретаря, эксперты из спецслужб (прежде всего израильских) сделали бы вывод, что этот шаг свидетельствует о намерении Мубарака-старшего уйти в отставку. И еще: чем широкомасштабнее будет деятельность Гамаля, тем скорее он станет лидером молодого поколения Египта.
КОНСТАНТИН КАПИТОНОВ
Тель-Авив
© "Русская мысль", Париж,
N 4427, 17 октября 2002 г.
![]() ... |
|
|