МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
Адвокату Гарри Погоняйло трижды ответили отказом на ходатайства с просьбой представлять интересы жен без вести пропавших в сентябре 1999 г. экс-депутата Верховного совета 13-го созыва Виктора Гончара и его друга бизнесмена Анатолия Красовского.
«Мы действуем открыто, чтобы побудить власти заниматься реальным расследованием, а не создавать видимость, говорит адвокат, который вел большинство громких уголовных дел в Белоруссии. Фактически сейчас расследуются периферийные проблемы, не затрагивающие существа дела. Этим хотят успокоить общественность и потерпевших».
Причина отказа понятна. Прокуратура и следственные органы не хотят допускать профессионального юриста, который знает, что делать, чтобы расследование шло объективно, с установлением лиц, виновных в похищении людей. По мнению Гарри Погоняйло, им хотелось бы отнекиваться все тем же: «Ведется расследование».
По белорусским законам следствие может вестись 25 лет таков срок, в течение которого преступников можно привлечь к ответственности за содеянное. Уголовное дело по факту исчезновения Гончара и Красовского возбуждено три года назад. Расследование ведет прокуратура Минска. Следователь Владимир Чумаченко. Дело расследуется по признакам ст.101 УК в редакции 1960 г. «Умышленное убийство». Зинаида Гончар и Ирина Красовская признаны потерпевшими. Факт насильственного захвата и похищения их мужей установлен.
«Учитывая, что за три года расследования видимых результатов по существу нет, говорит адвокат, Красовская и Гончар обратились ко мне в августе этого года, чтобы я юридически помог им реализовать их права, предусмотренные УПК, в частности статьей 50-й: право потерпевших на заявление ходатайств о проведении следственных действий, проведении судебных экспертиз, сборе сведений, поиске вещественных доказательств, реальном преследовании подозреваемых».
Были заявлены ходатайства о допуске Погоняйло как юриста и правозащитника в качестве представителя потерпевших. Отказ получен и по ходатайству Ирины Красовской, и по ходатайству Зинаиды Гончар. Погоняйло отказали в трех ипостасях: сначала как гражданину, который по закону вправе представлять интересы обратившегося к нему лица; затем как члену Белорусского Хельсинкского комитета (БХК) правозащитной организации, устав которой предусматривает оказание юридической помощи в судах тем, кто обращается в комитет; и, наконец, опять-таки как члену БХК, который на основании белорусского закона об общественных объединениях имеет право представлять интересы членов комитета, в данном случае Ирины Красовской.
«Все это немотивированные отказы, считает он. Мы пытались обжаловать эти решения, обращались к прокурору, но он признал наши жалобы необоснованными. Нарушение закона очевидно. Нас подталкивают к обращению в суд с жалобой на действия следователя и надзирающего прокурора. Такое право белорусским законом предусмотрено. Прокуратура и следственные органы должны знать, что существует судебный контроль за их деятельностью. Мы заявили также ходатайство о том, чтобы все фигуранты, упомянутые в газетных публикациях, где обнародован ряд документов из уголовного дела (а то, что это документы, просочившиеся из дела, ни у кого сегодня не вызывает сомнений), были привлечены в качестве подозреваемых. В их числе бывший министр внутренних дел Сиваков и нынешний Наумов, нынешний генеральный прокурор, бывший секретарь Совбеза Шейман, подполковник Павличенко.
Примечательно, что наши жалобы республиканская прокуратура отправляет в нижестоящую прокуратуру, хотя жалуемся мы на действия надзирающего прокурора, а не на прокурора Минска. С момента моего вступления в дело на стороне потерпевшей мы не получили ни одного документа за подписью сотрудника прокуратуры республики. Так что в качестве нарушителя закона придется указать городскую прокуратуру».
Гарри Погоняйло не допускают к делу с другим адвокатом разделались решительней.
11 октября в Минске оглашен приговор адвокату Игорю Аксенчику, который представлял в суде интересы матери без вести пропавшего оператора ОРТ Дмитрия Завадского. Аксенчик признан виновным в клевете на генерального прокурора Виктора Шеймана и по ст.188 ч.2 УК РБ приговорен к лишению свободы на полтора года с отсрочкой исполнения наказания на два года. В феврале этого года, во время суда по делу преступной группы, признанной виновной в похищении Завадского, Аксенчик заявил, что на скамье подсудимых находятся исполнители, а не организаторы и заказчики похищений Завадского и известных белорусских политиков:
«Волей главы государства главный подозреваемый был возведен в ранг генерального прокурора и в таком качестве сам определял ход и пределы следствия».
Игорь Аксенчик утверждает, что его заявления подтверждены документально, а копии документов находятся в материалах уголовного дела.
ЕЛЕНА ДАНЕЙКО
(специально для «РМ»)
Минск
© "Русская мысль", Париж,
N 4427, 17 октября 2002 г.
![]() ... |
|
|