КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

 

Фестиваль диалога четырех культур

Лодзь, 27 сентября 6 октября

На десять дней Лодзь, «земля обетованная» по одноименному роману Владислава Реймонта, стала землей будущего того, в котором, как надеются люди доброй воли, будут мирно жить друг рядом с другом носители разных культур, языков, вероисповеданий.

Современная Лодзь получившая городские права в далеком прошлом (XV в.), но выросшая совсем недавно, в XIX веке, на таком разноплеменном и разноцветном фундаменте и строилась. Фестиваль диалога культур напомнил и старожилам, и гостям, и любителям Лодзи (да, есть такие по всей Польше, Европе и дальше), города с неприметной красотой, что некогда в ней бурлила жизнь многих народов, среди которых чаще всего (впрочем, вполне оправданно) называют четыре поляков, русских, евреев и немцев. Каждый из них в совсем недавнем прошлом (если ограничиться живой еще памятью) хлебнул друг от друга горя более чем достаточно. Но тогда, каких-то 180 лет назад, все они вливались в город с одной целью жить и работать. «Все они» разные не только по национальности, но и, разумеется, по состоянию. Одни оседали в Лодзи, чтобы умножать богатство, иные чтобы заработать на кусок хлеба. Все они направлялись в Лодзь как в новую землю обетованную, где по воле обстоятельств и природных условий стремительно развивалась текстильная промышленность.

Лодзь конца XIX столетия напоминала библейский Содом. Роскошь соседствовала с крайней нищетой, безграмотность с высокой культурой, жестокость с настоящим милосердием. Дворцы и особняки Познанских, Зильберштейнов, Шайблеров выстраивались на центральных улицах, нередко напротив фабрик, дома ткачей в менее парадных частях города. Словом, капитализм в самой классической стадии. Однако от мала до велика существовало убеждение, что если работаешь не покладая рук, то и ты добьешься богатства. Состоятельные семьи фабрикантов субсидировали учреждения культуры, школы, опекали артистов независимо от их происхождения. Одним словом, Лодзь принадлежит к тем городам, которые черпали (и черпают) силу из характера строящих его людей. А так как свою лепту в сегодняшнюю Лодзь внесли и поляки, и русские, и евреи, и немцы, и многие другие, то город получился преинтересный в материальном и духовном плане. Некоторым повезло, многие потерпели крах, но город рос, развивался, формировался его неповторимый облик и все это благодаря терпимому слиянию элементов разных культур. Эта терпимость или, как теперь говорят, толерантность, она-то и есть та ценность, дух которой жив в городе и которой он многим обязан.

Никого не удивило и не озадачило, что идея показать многоликость культур родилась в Лодзи (а не, например, в Кракове или Вроцлаве). Идея фестиваля принадлежит обществу поощрения диалога культур «Лодзь земля будущего», а точнее его председателю Витольду Кныхальскому, который подписал договор с польским ТВ и властями города о ежегодной организации фестиваля.

Цель Фестиваля диалога четырех культур наряду с его первопричиной (толерантность и многообразие) показать и убедить (и убедиться), что возврат к капитализму не означает культурного опустошения, что, как и прежде, деловой мир не останется безучастным к культурным ценностям.

Программа I Фестиваля диалога четырех культур возвела его в ранг культурного события европейского масштаба (70 мероприятий, 60 кинофильмов). Фестиваль сопровождался телерепортажами по региональному и общепольскому телевидению. В течение 10 дней лодзяне и гости города участвовали в самых разных творческих мероприятиях, авторами которых были художники всех видов искусства и деятели культуры из Польши, России, Израиля и Германии.

«Фестиваль эклектичен, как эклектична история нашего города», сказал Мацей Доманский, художественный директор фестиваля. Об этом свидетельствовало и многообразие жанров выставки, концерты, театральные, оперные и балетные спектакли, многолюдные зрелища, мюзиклы, шоу, хоровые песнопения, конференции, беседы, а также Парад свободы по улице Пётрковской, с которого для многих горожан фестиваль фактически начался.

В кинотеатрах прошел просмотр «Довоенное еврейское кино в Польше», в рамках которого были показаны, в частности, фильмы с диалогами на языке идиш: «Сабра» (1933, реж. Александр Форд), «Дорога молодых» (1936, реж. Александр Форд), «Дибук» (1937, реж. Михал Вашинский).

Музей кинематографии показал две выставки: «Анджей Вайда. 1958-2000» и «Марлен Дитрих. Рождение легенды». В Центральной городской публичной билиотеке открылась выставка «Лодзь город четырех культур в свете собраний Лодзинского книгохранилища», а писатели и деятели культуры беседовали в Клубе учителя на тему: «Диалог четырех культур... миф или правда?» В Музее текстильной промышленности проходил вернисаж двух немецких художников Люде Доринга и Ханса П.Хауфа (они представили 50 работ) под знаменательным для вчерашней и сегодняшней Лодзи названием «Быть и существовать». Главный мотив человек и окружающая среда.

Богаче всего был представлен мир музыки и театра. Музыку мы в эти дни слушали самую разнообразную, и порой в необычных местах. Впрочем, в Лодзи есть где проводить необычные концерты. Так, концерт четырех культур «И Бог запел» состоялся в фабричном цехе бывшего завода Израиля Познанского. В песнопениях приняли участие четыре мужских хора из четырех стран хор Московской Патриархии из Москвы, хор канторов из Израиля, католический хор мальчиков из Познани и евангелический из Гамбурга (общее художественное руководство польский режиссер Гжегож Вархол). Молодежь привлекли преимущественно поп- и фольк-концерты. Особенным успехом, по крайней мере количественным, пользовалось шоу в исполнении очень молодого дуэта «Тату» Юлии Волковой и Елены Котиной. Впечатления от концерта полярно противоположные от восторга до определения «скандал». На Театральной площади, напротив Большого театра, где лодзяне привыкли встречать Новый год, поздним вечером в свете уличных фонарей (на специально сооруженной сцене) прозвучала «Кармина Бурана» Орффа в исполнении лодзинских артистов. (В репертуар лодзинского Большого театра она вошла давно и всегда пользуется успехом.) Из более камерных музыкальных форм, представленных на Фестивале, внимания заслуживали квартет Олега Киреева (джазовый концерт в студенческом клубе «Джаззга»), джаз-концерт Видмозера и Хоффмана из Германии, а также баллады и песни Окуджавы и Высоцкого, издавна любимых в Лодзи, в исполнении русских артистов.

Из Санкт-Петербурга Лев Додин с труппой Малого драматического театра привез спектакль «Клаустрофобия» по произведениям Владимира Сорокина, Венедикта Ерофеева, Людмилы Улицкой и Марка Харитонова. Два представления прошли при полном зале, хотя вещь не из легких (театральное искусство редко нас подводит, и мы не остаемся перед ним в долгу). И, наконец, балет. Тоже из Петербурга: «Русский Гамлет» и «Галя» в постановке Бориса Эйфмана оба в достойном для них месте, в нашем Большом театре.

Фестиваль, начавшийся с уличного Парада Свободы, закончился «Путешествием по лодзинской земли обетованной» в вышеупомянутом фабричном цехе бывшей текстильной фабрикт.

Организаторы I Фестиваля диалога четырех культур подводят итоги, а мы надеемся, что в будущем году вновь весь мир пожалует в Лодзь наводить мосты между культурами и учиться здесь толерантности.

ВАНДА РАДОЛИНСКАЯ


Лодзь



©   "Русская мысль", Париж,
N 4427, 17 октября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...