СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

ДУМА НА ФОНЕ КОШМАРА

Депутаты тоже люди, и странно ожидать, чтобы перед лицом трагедии они вели себя иначе, чем простые смертные избиратели. Когда в Москву пришла война, думцы отреагировали примерно так же, как и российское общество в целом: удивление, ужас, возмущение, страх за судьбы людей, которые оказались заложниками большой политики и ничтожных бандитов. События показали, что в Думе, как и в обществе, как и в администрации, есть партия мира и партия войны, и, как оказалось, партия мира не так уж мала.

Во время публичного обсуждения, правда, наружу вылезли в основном примитивные инстинкты. Кто-то использовал ситуацию для политической раскрутки, кто-то с наслаждением обвинял режим в бездарности, кто-то устраивал истерики и требовал «мочить» Бог им судья. Большинство вело себя нормально, а некоторые, в том числе Ирина Хакамада, Борис Немцов, Иосиф Кобзон, Валерий Драганов (но не только они), чрезвычайно достойно.

Официальная реакция Думы на происходящее была сдержанной. 24 октября палата приняла постановление «О ситуации, сложившейся в связи с захватом террористами большой группы заложников в Москве». Постановление сформулировано чрезвычайно осторожно; так же, как в субботнем выступлении президента, в нем вообще нет слова «Чечня». Вместе с тем в тексте документа есть фраза, свидетельствующая о понимании того, что теракт на Дубровке это не просто отвратительное преступление, но отвратительное преступление, порожденное войной:

«Госдума обращается к тем, кто совершил захват заложников, проявить благоразумие и освободить невинных людей, в первую очередь детей и женщин, поскольку их требования носят политический характер и не могут быть достигнуты посредством противоправных действий».

Важно в постановлении также и то, что в нем содержится предостережение: не допустить возникновения розни «на этнической, национальной и религиозной основе».

Сейчас, когда напряжение последних дней разрешилось, вряд ли можно ожидать от Думы серьезных инициатив по мирному урегулированию. Россия президентская республика, и вопросы войны и мира в ней решает президент. При всем желании Дума не может предпринять ничего существенного. Единственное, что может сделать парламент, это признать, что в стране идет война, и начать открытую дискуссию о статусе Чечни.

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4429, 31 октября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...