СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
Несмотря на то, что на прошлой неделе Дума жила в не совсем обычном режиме и много времени у депутатов, как и у всех людей, заняли разговоры о теракте, предположения о возможных действиях террористов и силовых структур и т.п., шла и текущая законодательная работа.
24 октября был принят в первом чтении закон о выборах президента Российской Федерации. Что изменилось по сравнению с действующим законом? Прежде всего роль партий. Но не всех, а тех, которые на парламентских выборах 2003 г. преодолеют пятипроцентный барьер. Эти партии (а также избирательные блоки с их участием) не просто получат право выдвигать кандидатов им не надо будет собирать два миллиона подписей в поддержку своего кандидата (действующий закон требует от всех кандидатов собрать по миллиону подписей). Этот человек может и не быть членом партии (например, как Владимир Путин), но он обязательно должен дать согласие на выдвижение.
Непарламентским партиям придется собирать подписи, но и они получают право выдвигать кандидатов в президенты без особых проблем. Хуже всех придется «самовыдвиженцам», в число которых попадут все, кто не сможет заручиться поддержкой партии. Им надо будет сначала собрать инициативную группу в 500 человек (по действующему закону 100), а потом собрать пресловутые два миллиона.
Еще одно новшество касается предельного размера избирательного фонда кандидата. Сейчас он установлен на уровне 30 млн. рублей, и это, конечно, курам на смех. За такую сумму (меньше миллиона долларов), пожалуй, даже в Думу не изберешься. ЦИК предложил увеличить потолок избирательного фонда до 150 млн. рублей. Эта сумма тоже имеет мало общего с реальностью; на губернаторскую кампанию ее, может быть, и хватит, а на президентскую безусловно, нет. Напомним, что в России 105-108 млн. избирателей, и кандидату желательно довести свою программу до каждого.
Теоретически новый закон о выборах президента должен повысить роль партий. На практике же понятно, что он в состоянии повысить роль одной-единственной партии, а именно той, от которой согласится баллотироваться Владимир Путин. Впрочем, пока не совсем понятно, зачем популярному президенту связывать себя с политической партией: кроме коммунистической, все остальные чрезвычайно хилые.
25 октября Дума приняла во втором чтении «закон о выборах себя». Закон поддержали 404 из 450 депутатов, тем не менее обсуждение было бурным. Из текущих вопросов депутатов интересовал предельный размер избирательного фонда, число мест в федеральной части избирательного списка, возможность объединения малонаселенных субъектов федерации (типа Ненецкого автономного округа) с другими в один избирательный орган и судьба мест в первой тройке списка.
В итоге число мест в центральной части избирательного списка осталось таким же, как сейчас, 18, несмотря на то, что Центральная избирательная комиссия очень желала его сократить. Благодарить за это депутатам следует своих коллег из фракции ОВР.
Разрешения объединять субъекты добивался Борис Надеждин (СПС), и ему это не удалось. По Надеждину, неправильно, когда и от Ненецкого автономного округа, где 12 тысяч избирателей, и от Томской области (где избирателей больше полумиллиона) в Думу попадает по одному депутату. Большинство, однако, сочло, что объединение субъектов нарушает принципы федерализма.
С первой тройкой списка вышло совсем забавно. Сначала фракция ОВР уговорила коллег-центристов («Единство» и «Народный депутат») не отбирать у избирательного блока мандат в тех случаях, когда члены первой тройки его избирательного списка отказываются от депутатских полномочий, а потом, в самом конце заседания, те же самые центристы отменили свое решение. Теперь, если кто-нибудь из первой тройки откажется от мандата без достаточных оснований, мандат будет отобран у избирательного блока и пойдет в общий котел. Как объяснил председатель ЦИК Александр Вешняков, достаточные основания, чтобы не идти в Думу, есть, например, у губернаторов или министров. А вот если в первой тройке партийного списка будет Алла Пугачева и она откажется от думского кресла, то ее мандат обратно партии не вернут.
Кроме текущих вопросов, депутаты решили один стратегический: ввели семипроцентный избирательный барьер начиная с выборов 2007 года. Активно против этого выступала только фракция «Яблоко», которая аргументировала свою позицию тем, что повышение избирательного барьера отсекает часть населения от выборов и сужает демократию. К сожалению, в том смысле, в каком это понимает «Яблоко», значительная часть населения всегда отсекается от выборов. Например, при голосовании в мажоритарном округе, если следовать «яблочной» логике, все, кто голосовал за непобедивших кандидатов, отсекаются от выборов, и их права ущемляются.
Если эту аргументацию нельзя признать разумной, то позиция фракции (5,93% на выборах 1999 г.) более чем разумна. Труднее понять, почему семипроцентный барьер поддержали фракции СПС (8,52% на выборах-1999) и ЛДПР (5,98%). И уж совершеннейшую загадку представляет собой позиция группы «Народный депутат» (т.е. Народной партии России), которая поддержала семипроцентный барьер, имея однопроцентный рейтинг. Возможно, все эти субъекты политического процесса рассчитывают на вводимое одновременно с новым барьером правило «четырех партий», согласно которому в Думе не должно быть представлено меньше четырех партий, сколько бы голосов они ни набрали. Но все равно странно.
ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4429, 31 октября 2002 г.
![]() ... |
|
|