КНИЖНАЯ ПОЛКА |
|
Новую серию «Русское зарубежье» санкт-петербургского издательства «Алетейя» открывает книга «Из "Русской мысли"» Г.М.Бонгард-Левина академика РАН и иностранного члена Французской Академии надписей и изящной словесности. Автор известный историк, востоковед и антиковед; его фундаментальные труды по истории и культуре Индии и Центральной Азии уже стали классическими и получили международное признание. Интерес к истории русского зарубежья у знаменитого индолога пробудился в 1980-х, во время работы над книгой «Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы» в переводе Константина Бальмонта (М., 1990). Начало же занятиям историей русского зарубежья положило предложение главного редактора «Русской мысли» И.А.Иловайской-Альберти написать для газеты серию статей о русской культуре и науке, прежде всего русского зарубежья. Первая публикация об историке М.И.Ростовцеве появилась в газете в октябре 1999 года.
Книга Г.М.Бонгард-Левина многозначна, начиная с названия. Это и русская мысль эмиграции, представленная такими именами, как М.И.Ростовцев, Г.В.Вернадский, К.Д.Бальмонт, В.В.Набоков, Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев, и название газеты, которая с 1947 г. выходит в Париже, а в последние годы издавалась и в России.
Читатель узнает много нового об отношениях индолога С.Ф.Ольденбурга, министра просвещения временного правительства и непременного секретаря Российской Академии наук, с Александром Блоком, о споре Блока с будущим академиком-египтологом В.В.Струве. Поэт Вячеслав Иванов для многих предстает в новой ипостаси ученика Теодора Моммзена. Впервые были напечатаны в «Русской мысли», а теперь вошли в книгу архивные документы о помощи русских историков-эмигрантов Владимиру Набокову.
Жанр книги определить довольно сложно: здесь и многолетние детективные поиски архивных материалов, и публицистические очерки, и мемуарные зарисовки. Поражает объем проделанной исследовательской работы в России и за рубежом: в Бахметьевском архиве, собраниях Йельского, Висконсинского и Дьюкского университетов (США), Французской Академии надписей и изящной словесности и Коллеж де Франс (Франция), римском отделении Германского археологического института (Италия), Британской и Бодлеанской библиотеках (Англия), Нобелевском комитете Шведской Академии и Национальном королевском архиве (Швеция), Национальном архиве (Норвегия), библиотеке Лейденского университета (Голландия) и др.
Личное знакомство с потомками многих героев книги открыло возможность увидеть материалы из частных собраний Бальмонта, Зайцева, Шмелева, генерала Деникина (Франция), Вяч. Иванова (Италия) и др.
Автор первым из российских ученых получил доступ к личному архиву М.И.Ростовцева, хранящемуся в Дьюкском университете. Г.М.Бонгард-Левин нашел интересные документы о том, что Ростовцев помог Набокову в переезде в США, о выдвижении Ростовцевым Бунина на Нобелевскую премию, о дружбе Бальмонта и Шмелева. Обнаружил он много новых, ранее неизвестных стихотворений Бальмонта.
Автору посчастливилось найти фото с неизвестного портрета Ростовцева работы Константина Сомова, а затем и оригинал в доме американского историка-антиковеда проф. Дж. Ф. Гиллиама. Мечта Г.М.Бонгард-Левина увидеть этот портрет в Русском музее в Санкт-Петербурге, но пока она не осуществлена.
Книга полна размышлений об органичной связи поэзии и истории, поэта и историка, о перспективах сохранности и хранения нашего историко-культурного наследия. Книга позволяет лучше понять, как жили и творили в эмиграции русские ученые, писатели, поэты, художники.
Книгу удачно дополняют (взятые тоже из газеты) краткая заметка Е.Ю.Гениевой о последней встрече с И.А.Иловайской-Альберти и воспоминания свящ. Георгия Чистякова, а также интервью Г.М.Бонгарда-Левина «Русской мысли». Собранные автором в архивах редкие фотографии помогают воочию представить писателей, поэтов, художников, ученых, о которых он рассказывает.
ТАТЬЯНА ТАБОЛИНА
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4429, 31 октября 2002 г.
![]() ... |
|
|