МИР ИСКУССТВА

 

«Русский сезон» в Париже

Шоу в стиле Диснейленда

«Щелкунчик» Мариинского театра в «Шатле»

Самый популярный в мире, особенно среди детей, балет шел в театре «Шатле» 22-26 октября в постановке Михаила Шемякина (2001). Художник и скульптор с большой фантазией и юмором придумал декорации и костюмы к двухактному спектаклю, а также поставил сценическое действие по измененному им либретто. Хореографию к балету сочинил Кирилл Симонов танцовщик Мариинской труппы, исполнивший Щелкунчика-куклу в первом акте.

Перед началом спектакля оркестр Мариинки (дирижер Михаил Агрест) сыграл увертюру в фанфарно-маршевом стиле, как бы предвещая, что публика увидит не сказочный детский балет, а спортивный парад на Красной площади. К счастью, этого не произошло, но парад все-таки состоялся, правда, не спортивный, а живописный.

Открывающая балет картина на кухне советника Штальбаума насыщена забавной суетой и массой интересных мизансцен с участием повара, его подручных и юрких крыс. Эти вездесущие хвостатые бестии не казались омерзительными; порой среди молодняка попадались даже очень милые.

Следующая картина Рождество: просторная гостиная украшена картиной с изображением носорога и рисованными чучелами лесных животных. Праздник завершает юмористическая процессия гости покидают дом советника, наглухо закутавшись: по авансцене чинно просеменила вереница пухлых плащей, манто и больших шляп словно ожившие предметы старинного гардероба.

В следующей картине появились Король и Королева крыс в сопровождении их аристократии в белых париках и Серого кардинала в красной мантии. Под грохот пушек, палящих газом, разразилось грандиозное сражение крыс и солдатиков. Правда, трудно было различить, кто с кем сражается, и найти полководцев Щелкунчика и Наполеона, командира крысиной армии.

Первый акт завершала снежная буря. На сцену с грохотом выбежала группа агрессивных снежинок, которых можно было принять за стаю переодетых крыс. На них были черные пуанты, черные колготки, черные пачки, усыпанные ватными тампонами, и высокие диадемы, подобно тому, как это было на белых воздушных платьях снежинок на исторической Щелкунчикпремьере Мариинки (1892). Хищные снежинки стремились погубить влюбленных героев. Резкие, гимнастические движения шли на фоне музыки, которую оркестр исполнял тоже раздражающе и надрывно.

С такой трактовкой трудно согласиться. Одно из открытий композитора в «Щелкунчике» вокальная тема Вальса снежинок. В этом эпизоде обычно используется детский хор, но не вокально, а как равноправный тембр оркестровой партитуры: идиллически звучит светлая песенка, создающая настроение безмятежной сентиментальности. Теперь же на сцене свирепствует стая жестоких снежинок, возле которых слоняются со свечами босые дети в белых робах, символизируя души погибших детей.

В первом акте, где так много танцевальной музыки, танца, увы, практически нет. Все картины выстроены на пантомиме, однако из-за сумбурности она часто производит впечатление бестолковой суеты. Пантомима важная и необходимая, но вспомогательная часть балетного спектакля. Она дополняет и обогащает танцевальную основу, вносит в нее разнообразие и реалистическую динамику, способствует развитию драматургии. Когда же балетную музыку лишают танца, это разрушает замысел композитора.

Второе отделение предстало в малиново-клубничных декорациях Конфитюренбурга. Пышные и сложные конструкции, составленные из высоких пряничных башен и огромных банок с вареньем, облепленных пчелами, настолько загромоздили сцену, что все происходящее на ней выглядело куцым и привлекало меньше внимания, чем в первом акте. К тому же «сладкие» декорации напоминали американские мюзиклы, оформлявшиеся в 50-е годы в таком же бутафорском духе. А сегодня достаточно прогуляться по Диснейленду, чтобы увидеть почти такой же Конфитюренбург, только в еще более масштабном исполнении.

К радости публики, во втором акте появились долгожданные танцы. Простые и однообразные, они все-таки пленяли причудливыми костюмами и оригинальным реквизитом. Скажем, для восточного танца на сцену вынесли три большие вазы: из одной вышла танцовщица в сверкающем змеином обличье, из других появились смешные головы игрушечных змей. А матушка Жигонь предстала как гигантская кукла с коромыслом; из-под ее юбки выскочили пять резвых Пульчинелл. Самым красивым, конечно, был Вальс цветов: искусно расшитые цветами платья и костюмы четырех цветовых гамм (синее, зеленое, бежевое и фиолетовое) гармонировали с красочностью декораций. Фея Драже в царственном наряде величественно созерцала бал, безмятежно сидя в кресле.

Кульминацией бала стало классическое па-де-де Маши (Клара в тексте Гофмана) и Щелкунчика в блистательном исполнении Дианы Вишневой и Адриана Фадеева. В финале на сцене появился огромный свадебный торт: вокруг него сидели все персонажи сказки, а на вершине стояли сахарные фигурки героев. Изнутри торт разъедали серые крысы. Да здравствует счастье да любовь и крысиная вездесущесть!

Что касается танцевального мастерства артистов, то об этом судить трудно, ибо многие персонажи не танцуют, в частности Дроссельмейер. Забавный чудак и большой друг детей представлен хитрым сгорбленным чародеем с выразительной пластикой. Антон Адасинский воплощает этот образ превосходно. Порой на сцене появляется Серый кардинал (Андрей Яковлев), а Короля крыс (Владимир Пономарев) совсем не видно. Кордебалет, хотя и танцует в разношенных туфлях, радует мягкостью движений.

Эскизы Шемякина к спектаклю, выставленные в галерее «Виктория» (в здании театра «Шатле»), выразительней, чем их сценическая реализация. В них не только красота и гротеск многочисленных костюмов, но и яркость танцевальных движений рисованных персонажей. Как было бы прекрасно снять по ним мультипликационный фильм! Это наверняка стало бы подлинным событием. «Щелкунчик» же у многих балетных профессионалов вызвал искреннее удивление: как можно такой спектакль привозить в Париж? Здесь же не провинция, а одна из балетных столиц мира.

[Продолжение темы см. в этом же номере:
«РМ», N4429 31.10.2002 г.]

ВИКТОР ИГНАТОВ


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4429, 31 октября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...