АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА

 

Саудовская Аравия это
Советский Союз времен Брежнева

На вопросы нашего корреспондента
отвечает директор российских и азиатских программ
Центра оборонной информации США Николай Злобин

Внешне Саудовская Аравия богатое преуспевающее государство с современными аэропортами, дорогами, компьютерами. Но все это процветание базируется лишь на одном доходах от продажи нефти, которые дают саудовцам 95% всех валютных поступлений. Эти многомиллиардные суммы власти королевства, совсем как советские лидеры эпохи Брежнева, не смогли толково вложить ни в экономику, ни в социальное развитие. Нефтедоллары в Саудовской Аравии «профукали» так же же бездарно, как и в СССР времен застоя. При постоянно растущем экспорте нефти уровень жизни населения в этой стране за последнее два десятилетие упал более чем в четыре раза. Если в 1981 г. на душу населения приходилось 28,6 тыс. долл. в год (тогда это было эквивалентно доходам среднего гражданина в США), то в 2001 г. эта сумма составила всего 6800 долларов

Но есть очень похожие проблемы. Например, 30% мужчин в Саудовской Аравии не имеют работы (о женщинах вообще разговора нет им просто запрещено работать в большинстве сфер экономики). Государство не может предоставить работу трети своих граждан мужского пола, потому что ее просто нет. Население между тем растет очень быстро: 70% его составляют люди моложе 20 лет. Отсутствие перспектив толкает их на учебу в исламские центры, где они начинают активно осваивать основы исламского религиозного фундаментализма. А конституцией Саудовской Аравии остается Коран, в этой стране правят законы шариата. В результате складывается несколько парадоксальных ситуаций: самое богатое и внешне современное государство это и самая консервативная в религиозном отношении страна. Саудовская Аравия, добывающая наибольшее количество нефти в мире, не интегрирована в глобальную экономику: какой иностранный инвестор пойдет в страну, суды которой действуют по законам шариата, в страну, где запрещено всякое страхование?

Но он не хочет быть Горбачевым. Абдулла в гораздо большей степени, чем Михаил Сергеевич в своих отношениях с политбюро, должен оглядываться на членов своей семьи, по крайней мере еще на семь принцев. Он связан по рукам и ногам. И, наконец, само население, воспитанное консервативным духовнством, вряд ли поддержит какие бы то ни было демократические реформы. Авторитет королевской семьи и без того постоянно падает: считают, что она продалась американцам. Это еще один парадокс Саудовской Аравии: самая проамериканская власть и самое антиамерикански настроенное население. Чего же удивляться тому, что большинство террористов, напавших 11 сентября на США, оказались саудовцами. Саудовская Америка становится для США настоящей бомбой замедленного действия.

На мой взгляд, в свое время была сделана огромная ошибка. Но тогда, десятилетия назад, сложившееся в Саудовской Аравии братство мусульман боролось с атеизмом, коммунизмом, светскими арабскими режимами, и Америке это было выгодно. Америка, как известно, активно поддерживала войну против советских войск в Афганистане. На пике той борьбы против изгнания «неверных» из Афганистана и возникла фигура Усамы бен-Ладена, популярного политического мыслителя, воина ислама.

Но вот одна из малоизвестных страниц биографии бен-Ладена. В 1990 г., когда Саддам Хусейн напал на Ирак, бен-Ладен обратился к своему правительству с предложением создать ударные бригады по освобождению Кувейта и свержению Саддама Хусейна. Америка об этом знала, с ней консультировались, и это предложение было отвергнуто. А через несколько месяцев, когда началась «Буря в пустыне», Усама бен-Ладен резко осудил власти своей страны за то, что те допустили американцев на свою территорию.

Постепенно это мусульманское братство стало выходить из повиновения не только Америке, но и самой королевской семье. Но до поры до времени в США этого не понимали. Американские власти пытались даже талибов сделать своими союзниками. Когда Саудовская Аравия признала талибов, она сделала это по прямой указке из Вашингтона.

Можно понять саудовцев, которые сейчас крайне раздражены тем, что Америка сваливает на них всю вину за поддержку террористов. На самом деле основная вина ложится прямо на США, которые допустили серьезнейший политический просчет, рассматривая фундаменталистские движения как своих союзников.

Похоже, местные политики эту новую ситуацию не усвоили. Как не усвоили ее европейские аналитики и эксперты Саудовской Аравии. Американские и саудовские лидеры по-прежнему очень заинтересованы друг в друге и хотят иметь максимально хорошие отношений. Америке нужна саудовская нефть, а Эр-Рияду богатый покупатель. Лидерам Саудовской Аравии нужно проводить какие-то реформы, нужно доказывать, что они мусульмане, а с другой стороны, дружеские отношения с Америкой это их единственное спасение. И как на этих двух стульях усидеть сейчас главный вопрос для принца Абдуллы.

Белый Дом и Госдепартамент в лице Колина Пауэлла по-прежнему видят в Саудовской Аравии надежного союзника и не собираются пересматривать эту точку зрения. Оппоненты Пауэлла, прежде всего министр обороны Рамсфелд, другие влиятельные чины Пентагона и Совета национальной безопасности, говорят, что следует резко уменьшить нефтяную зависимость Америки от Саудовской Аравии. Какой-то глобальной стратегии при этом разбросе мнений пока не заметно.

Это практически невероятно. Эта оккупация чужой территории будет воспринята во всем мире как агрессивный акт. В Вашингтоне не готовы даже начинать дискуссию на эту тему. Здесь многие трезвомыслящие политики начинают понимать, что в отношениях между Вашингтоном и Эр-Риядом есть три фундаментальные проблемы, которые и порождают нелюбовь саудовцев к США. Это прежде всего ближневосточный конфликт, проблема борьбы палестинцев за свои права, которые, как считает саудовское население, «попирает марионетка Америки Израиль». Это согласие саудовских властей на размещении американских солдат на земле древних исламских святынь. И, наконец, тот факт, что США никогда не принимали во внимание интересы арабских стран. Решить эти вопросы можно только политическим, но отнюдь не военным путем.

Конечно, здесь это вызовет бурю. Но есть и другой фактор, о котором мало кто говорит. Если Саддам Хусейн будет свергнут и в Ираке будет сформировано дружественное США правительство, то в Америку пойдет иракская нефть. Сейчас Саудовская Аравия сохраняет роль некоего монополиста на мировом рынке нефти. Но наличных денег у нее не хватает в последнее время даже случаются задержки при выплате зарплаты государственным чиновникам. А тут появится новый сильный соперник светское государство со вполне либеральными законами, куда хлынут американские, западноевропейские, российские капиталы.

Эти поиски уже идут. В Вашингтоне уже вызревает решение постепенно, шаг за шагом, начать отказываться от покупки нефти в Саудовской Аравии, уделять все большее внимание другим странам, латиноамериканским в первую очередь. А в районе Персидского залива ставка может быть сделана на Ирак, который обладает вторыми по размерам разведанными запасами нефти. К тому же население Ирака образованней и цивилизованней, чем в Саудовской Аравии, там меньше коррупции, и в перспективе с этой страной будет гораздо приятнее иметь дело.

Последнее, что очень встревожило американцев, это совместное заявление Саудовской Аравии и Ирана по поводу недопустимости военных действий против Багдада. Вашингтон не ожидал от Эр-Рияда тандема с Ираном.

В Вашингтоне многие аналитики считают, что негодование нефтяных стран вряд ли приведет к долгосрочному кризису в мировой экономике. Этого не произойдет, считают в США, потому что появятся другие продавцы нефти. Саудовская Аравия, полагают в Америке, в любом случае обречена потерять свою нефтяную монополию, независимо от событий в Ираке.

Не так уж сильно, как прежде. Сейчас в американских политических кругах рассматривается вопрос о переводе баз в Катар. Кроме того, базы действуют на территории Турции и Объединенных Арабских Эмиратов, а в последнее время свои услуги предложила Туркмения. Возможно, после событий 11 сентября линия на постепенное сворачивание отношений с Саудовской Аравией будет пробивать себе дорогу в Вашингтоне: все идеологические и геополитические предпосылки говорят о том, что эта страна вряд ли в долгосрочном плане сохранится как главный союзник Америки в регионе. Но сейчас вопрос о том, друг или враг Саудовская Аравия, встал неожиданно так же, как неожиданно произошел крах СССР. Американским властям понадобится время, чтобы привыкнуть к новой геополитической ситуации.

ЕВГЕНИЙ БАЙ


Вашингтон



©   "Русская мысль", Париж,
N 4430, 7 ноября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...