МИР ИСКУССТВА

 

«Домъ Ханжонкова»,
вход свободный

К 125-летию со дня рождения А.А.Ханжонкова

В атриум столичного кинотеатра на вороном коне въехал всадник в мундире есаула. Такой метафорой был открыт юбилей первого в русском кинематографе антрепренера, режиссера и промышленника. Бывший есаул, дворянин Александр Ханжонков смолоду заболел кино, увидев фильмы братьев Люмьер.

Он мыслил и работал в кино с размахом. С 1907 г. он, собственно, и создавал русское кино, сделав его конкурентоспособным на мировом кинорынке.

Заявив о себе в совместной с французской фирмой «Братья Пате» картине «1812 год» мастерскими съемками зимней натуры и батальных сцен с участием многотысячной массовки русских войск и своим полнометражным фильмом «Оборона Севастополя» (1911), Ханжонков воссоздавал грандиозные события истории России.

Подобно фирме «Братья Пате», пригласившей работать в кино русских писателей Арцыбашева, Юшкевича, в сценарном отделе кинофабрики Ханжонкова в Москве начали работать известные литераторы Сологуб, Куприн, Андреев, Тэффи. В качестве консультантов он привлек видных ученых; в кинотруппе его студии начинали такие актеры, как Бауэр, Перестиани, Мозжухин, Вера Холодная; «дедушка» мировой мультипликации В.Старевич за фильм этой студии «Соловей» получил награду в Нью-Йорке.

Сам Ханжонков за заслуги в «синематографическом деле» удостоился бриллиантового перстня и ордена Станислава II степени (1914). Его приглашали работать в Голливуд.

Ханжонков процветал он построил два «электротеатра» и кинофабрику в Ялте. На этой фабрике уже тяжелобольной Ханжонков проработал до самой кончины, после того как краткое время был консультантом Госкино (1923) по приглашению Луначарского.

В сентябре-октябре этого года «Домъ Ханжонкова» провел уже 8-й ежегодный кинофестиваль «Московский Пегас». В конкурсе участвовали фильмы режиссеров нового поколения в частности из известных «кинематографических» семей: А.Стриженова, С.Гинзбурга, Дм. Дыховичного, А.Митты, работы режиссеров из Якутии и Калмыки, фильм Жан-Мишеля Карре; внеконкурса были показаны ленты В.Мережко, К.Шахназарова и др.

Фестиваль завершился присуждением «Золотого», «Серебряного» и «Бронзового Пегасов», призов им. В.Старевича и Л.В.Кулешова в области мультипликации, приза им. Ханжонкова и призов мэра Москвы.

Ретроспектива фестиваля этого года была посвящена Борису Барнету (к 100-летию со дня рождения режиссера).

«Домъ Ханжонкова» постоянно расширяет географию своих показов. Вместе с фондом Ролана Быкова он проводит свои ретропроспективные показы в Ялте, Феодосии, Ливадии, Севастополе и на родине Ханжонкова в Донецке. На скромном Крымском фестивале «Дни Ханжонкова» «второй премьерой» были показаны восстановленный в 2001 г. фильм «Охота за Ангелом», в 2002 г. «Оборона Севастополя». Там же были показаны документальные ленты фрагменты новых киноисследований о Марине Цветаевой и доме поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле (режиссер А.Осипова).

А для москвичей «Домъ Ханжонкова» взял на себя роль центра, где можно увидеть фильмы, выдвинутые на премии «Ника», «Золотой Орел», картины кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге, фильмы европейских и азиатских режиссеров.

ИРИНА ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4430, 7 ноября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...