МИР ИСКУССТВА

 

Фейерверк латиноамериканского танца

Х Международное биеннале танца в Лионе

Программа фестиваля представила все формы танцевального искусства Латинской Америки от костюмированного карнавала, народного бала и фольклорной фиесты до балетных постановок, современных спектаклей и авангардных экспериментов. Автору этих строк удалось увидеть лишь пять программ, которым и посвящен наш обзор.

Самое яркое впечатление произвели неувядающие постановки Хосе Лимона (1908-1972) мексиканского танцовщика и хореографа, одного из крупнейших представителей американского танца-модерн. Лотарингский балет (из Нанси) подготовил к биеннале два шедевра Х.Лимона «Павану мавра» (1949) на музыку Перселла и «Короткую мессу военных времен» (1958) Кодая. Над восстановлением подлинной постановки Х.Лимона работали Бетти Джонс, первая исполнительница партии Дездемоны в «Паване мавра», и Фриц Лудин солист труппы Х.Лимона, помогавший хореографу при переносе «Короткой мессы» в один из театров США. Несмотря на внушительный возраст, Павана маврабывшие партнеры по танцу полны творческой энергии и с большим энтузиазмом работают в разных странах. В Петербургском театре оперы и балета им. Мусоргского они восстановили постановку Х.Лимона «There is a time».

«Павана мавра» широко известный балет по мотивам «Отелло». Действие с участием только четырех главных персонажей развивается в атмосфере музыки и костюмов эпохи барокко, в которой графическая лексика Х.Лимона выглядит органично, производя сильное впечатление трагическим настроением и линиями, рожденными под влиянием мексиканского и индейского искусства. Особенно интересны мужские танцы, хотя в них почти нет эффектных прыжков и вращений, они составляют танцевальную основу драматургии балета. Ксавье Шассер-Даниэль танцевально удачно представил Отелло, но ему не хватало пылкости и страсти. Болгарин Георгий Милев блистательно исполнил партию Яго.

Короткая месса«Короткую мессу военных лет» Х.Лимон посвятил восстановлению Польши после Второй Мировой войны. Месса Кодая прекрасно звучала в исполнении органа, солистов, хора и Лионского национального оркестра под управлением Бернара Тетю. В эпической фреске, составленной из множества массовых сцен, труппа демонстрировала редкую синхронность и музыкальность. В полифоническое полотно вкраплены многочисленные соло, дуэты и трио.

Хосе Ривера, основатель, хореограф и солист труппы «Зебра», начал танцевать с 12 лет, а в 90-е гг. освоил танец-модерн в знаменитой школе Алвина Эйли в Нью-Йорке. В Лион он привез программу «Антология» с музыкой Моцарта, Вивальди, Аугустина Лары, Арво Пярта и колумбийскими народными мелодиями. В двух отделениях предстали его миниатюры и фрагменты постановок разных лет.

На биеннале состоялась мировая премьера спектакля Маги Марен «Аплодисментов не съешь». Его суть М.Марен объяснила так: «Страны Латинской Америки, хоть и очень разные, имеют общее несметное богатство культуры и человеческих отношений, а также невероятную их эксплуатацию. Мне казалось необходимым исследовать в этой постановке силовые отношения, которые правят в жизни людей».

В сопровождении разного рода шумов, грохота и звуков пулеметной стрельбы на пустой сцене, обрамленной шторами со свисающими полосками цветной пластмассы, стремительно и напряженно ходят и бегают современно одетые люди. Их встречи и столкновения часто перерастают в сложные акробатические композиции. Все это «действо» как будто бы воплощало социальные конфликты, конфронтацию, гнет и террор. Но, несмотря на имитацию убийств и трагического исчезновения людей, балет получился тягучим и монотонным.

Более яркое впечатление произвела мировая премьера спектакля «Праздник» в постановке Гаэтано Баттеззато и Марины Бландини, возглавляющих «Teatri del Vento» в Монтелимаре (Франция). Два хореографа (первый также скульптор, вторая кинематографист) создали контрастный и динамический спектакль. Действие разворачивается среди трубных декораций, напоминающих дом, а также площадь деревни (умышленное смешение того, что снаружи и внутри). Балет идет на затемненной сцене за полупрозрачным экраном, на который постоянно проецируются красочные кинокадры, снятые М.Бландини в Бразилии, Аргентине и Мексике. Содержание видеоряда и его монтаж способствуют развитию концепции спектакля, в котором сопоставлены порядок и хаос.

Кубинский национальный ансамбль народного танца показал в Лионе фольклорную программу «Rumbadelica» цепь ритуальных и народных плясок, возникших под влиянием афро-кубинской, испанской и французской культур.

На закрытии фестиваля Ги Дарме объявил, что XI биеннале (2004) будет посвящено танцевальному искусству народов Европы.

ВИКТОР ИГНАТОВ
Фото Christian Ganet.


Лион Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4431, 14 ноября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...