СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

«Бюджет фактически принят»

сказал министр финансов Алексей Кудрин вечером 22 ноября, после того как депутаты одобрили бюджет 2003 года в третьем чтении

Действительно, между Кудринтретьим и четвертым чтением бюджет подвергается в основном стилистической правке, а если в самый последний момент в него и вносятся содержательные поправки (через процедуру возврата в третье чтение), то совсем немного.
   На снимке: Алексей Кудрин понял, что с Думой надо искать компромисс...

Правительство может быть довольно: бюджет поддержали 302 депутата. Фракции «Единство», ОВР, СПС, «Народный депутат» и ЛДПР голосовали за бюджет солидарно, группа «Регионы России» практически солидарно, и даже десять аграриев, включая лидера агропромышленной депутатской группы Николая Харитонова, проголосовали «за».

Побольше денег

Третье чтение бюджета самое изнурительное, потому что самое «лоббистское». Именно в этот момент у депутатов есть последняя возможность увеличить отдельные статьи бюджета (скажем, субсидии для школ Самарской области) или отстоять какие-нибудь льготы (к примеру, почетных доноров). На этот раз депутаты заседали 11 часов, включая, правда, перерыв на обед. Большая часть этого времени прошла в следующих полезных занятиях.

Депутат Н. (как правило, одномандатник) предлагает отдельно обсудить свою поправку (или поправки; отдельные умельцы способны вынести на отдельное голосование несколько десятков своих поправок, обычно однотипных), отвергнутую или не полностью учтенную комитетом по бюджету. Суть поправки состоит в том, чтобы добавить денег на какое-нибудь хорошее дело (в диапазоне от государственной помощи детям-сиротам и целевого финансирования антитеррористических подразделений до субсидирования оборонно-спортивной олимпиады и образцовой птицефабрики).

После того как депутат огласит свое бюджетное пожелание, по поправке высказываются бюджетный комитет в лице его председателя Александра Жукова и правительство (обычно первый заместитель министра финансов Татьяна Голикова). Заявления этих двух инстанций в 99 случаях из ста сводятся к тому, что бюджет не резиновый (если перевести с бюрократического языка на человеческий).

Выслушав стороны, Дума голосует. Автора поправки поддерживают, как правило, либо его коллеги по фракции, либо соседи (северяне, скажем, или москвичи), либо бескорыстные симпатизанты детей-сирот. Поправка получает от 5 до 150 голосов и благополучно проваливается. Смысл мероприятия может быть разным рекламировать депутата, отработать поручение, прощупать реакцию фракций, привлечь внимание к вопросу, спровоцировать дискуссию с представителями правительства и т.п., но о том, чтобы провести поправку, речь не идет.

Несмотря на все вышесказанное, неверно утверждать, что в третьем чтении бюджет не меняется и что обсуждение не носит практического характера. Даже в этом году, когда Минфин гордо заявил, что держит бюджетный процесс под контролем, борьба все-таки была. Например, поправку правительства, в которой предусматривалось уменьшение финансирования закрытых территориальных образований (ЗАТО, иначе говоря, городов вроде Арзамаса-16), удалось принять только с четвертого раза под неодобрительное хмыканье спикера. Решающую роль при этом сыграли 20 голосов депутатов от фракции «Единство», кои предыдущие три раза почему-то не голосовали. Кстати сказать, прок для ЗАТО из кутерьмы с поправкой все-таки вышел: в постановление о принятии бюджета в третьем чтении вписали обещание правительства направлять туда допдоходы.

Примерно так же сложилась судьба «северных поправок», увеличивающих субсидии жителям Крайнего Севера, финансирование переселенческой программы и т.п. Приняты они не были, но голосов набрали столько, что «северянам» удалось не просто вырвать кой-какие посулы у Кудрина, а даже вписать в постановление, что правительство к четвертому чтению «изыщет возможности».

Чрезвычайно любопытно проходила дискуссия по вопросу, разрешить или нет регионам, не получающим субсидий из федерального бюджета (по данным бюджетного комитета, таких регионов 7, по сведениям Минфина 14, а по проекту бюджета выходит целых 18), держать бюджетные деньги в коммерческих банках. Комитет Думы по банкам и правительство были резко против; бюджетный комитет за. Голосование дало 185 голосов «за» (необходимый минимум 226); казалось бы, о поправке можно забыть. Однако к ней вернулись и в компромиссной формулировке с обязательным конкурсом среди комбанков, претендующих на обслуживание бюджетных средств, приняли. Почему? А потому что Минфин отдал комбанки двум фракциям большинства (ОВР и «Регионам», в которых сконцентрированы представители субъектов-доноров) в обмен на уступки с их стороны по тарифам на услуги естественных монополий (газ, свет, вода, тепло и пр.).

Тарифы

История с тарифами такова. Недавно Дума по инициативе центристских фракций (Единство, ОВР, «Регионы России, «Народный депутат») приняла закон о внесении изменений в ст.2 федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электроэнергию и тепловую энергию». Суть изменений в том, что предельные размеры повышения тарифов утверждаются Думой одновременно с бюджетом и, значит, повышать их сверх утвержденного размера можно только путем внесения поправки в бюджет, то есть с одобрения Думы.

Первоначальная инициатива принадлежала Валерию Зубову, члену группы «Народный депутат» и бывшему красноярскому губернатору. Вскорости ее подхватила вся группа «Народный депутат», а к ней присоединились и прочие центристские фракции. Таким образом, проправительственное большинство подкинуло было родному правительству большую жабу, но положение спас Совет Федерации, отклонивший закон. Центристы, однако, не унялись и объявили, что будут бороться до конца за государственный (в смысле не только правительственный, но и парламентский тоже) контроль над ценами на свет и тепло.

В день третьего чтения депутаты от «лояльного большинства» выкатили против Минфина поправку по тарифам естественных монополий, написанную «яблочником» Михаилом Задорновым, заместителем председателя бюджетного комитета, бывшим министром финансов и, как говорят злые языки, кудринским персональным аллергеном. Задорнов не удовольствовался тем, что установил для правительства обязательство заранее фиксировать предельные размеры повышения тарифов, он предложил прямо вписать в бюджет сами цифры. И эта идея, и предложенные цифры (20% для газа, 14% для электроэнергии и т.п.) очень сильно не понравились Минфину. А когда Алексей Кудрин услышал, что поправку поддерживает и центристское большинство, и вдобавок бюджетный комитет, он понял, что нужно искать компромисс.

Об одной из составляющих компромисса говорилось выше. Лобби регионов-доноров, вопреки принципиальной установке правительства на казначейское исполнение бюджета, получило право хранить бюджетные деньги в коммерческих банках. За это центристы согласились, что устанавливать пределы повышения тарифов на услуги естественных монополий правительство все-таки будет само, хоть и заранее. Таким образом, лояльность думского большинства по отношению к правительству имеет границы, и время от времени депутаты большинства предпочитают интересам правительства интересы своих региональных сюзеренов или, представьте себе, избирателей (как они их понимают, разумеется). Нынешняя политическая конструкция, при которой не парламентское большинство формирует правительство, а правительство формирует парламентское большинство, несмотря на все усилия исполнительной власти и сговорчивость парламентариев, принципиально неустойчива.

Несмотря на длительный «репетиционный период», бюджетный процесс этого года принципиально не отличается от того, что происходило раньше. Действительно, в этом году бюджетный торг за некоторыми исключениями, о которых написано выше, проходил в основном не в кулуарах, а публично. Считать ли это достижением правительства большой вопрос. Что касается реалистичного бюджета, который якобы достигается в результате новейшей минфиновской дипломатии, то отец бюджетного реализма в России это не Алексей Кудрин и не Владимир Путин, а дефолт августа 1998 года.

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4433, 28 ноября 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...