ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

По санкт-петербургским выставкам:
«Какое красок дивное соцветье»

Так называется выставка, открывшаяся в Большом соборе Зимнего Дворца. Здесь впервые представлены западноевропейские витражи и проектные рисунки к витражам XV-XVII веков из собрания Государственного Эрмитажа. Это первая выставка музея, приуроченная к 300-летию Петербурга

Подсвеченные витражи работы немецких, швейцарских, французских и нидерландских мастеров смотрятся в полумраке собора чрезвычайно эффектно. 32 изображения (примерно десятая часть эрмитажной коллекции) это «кабинетные» витражи, которые появились в Европе в конце XV века.

Фортуна Вознесение Самый ранний экспонат немецкий витраж первой половины XV века с изображением Святого Георгия, набранный из цветных стекол, спаянных при помощи свинцовых жилок. Рисунок его прост, лаконичен и еще полностью подчинен законам готики. Германия долгое время сохраняла готические традиции в витражах. Однако в начале XVI века, под влиянием Дюрера и Гольбейна Младшего, витражисты перешли к ренессансному стилю. Более поздние памятники (например, «Фортуна-щитодержательница» швейцарского мастера Никлауса Вирт фон Виля) отличаются сложной росписью, соединением различных приемов витражной техники и светскими сюжетами. Интересны работы мастерских Фейта Хиршфогеля («Сусанна и старцы»), Михаэля Вольгемута («Святая Анна, Мария и Младенец Христос», «Святой Николай, благословляющий моряков») и других.

В XVI веке витражи стали украшением не только храмов и часовен. Они стали все чаще появляться в интерьерах ратуш, гильдий и частных домов. Главенствующее положение в этой сфере искусства заняла Швейцария. Кроме традиционных библейских и евангельских сюжетов, швейцарские витражи отражали различные аспекты современной жизни страны, что сделало их ценным историческим источником. Так, например, немаловажной статьей доходов Швейцарии того времени была поставка солдат-ландскнехтов в другие страны, и это нашло свое отражение в витражном искусстве («Знаменосец ландскнехтов»). По витражам можно судить не только о характере вооружения и составе швейцарской армии, но и о развитии военной символики.

Другим распространенным сюжетом было заключение брачных союзов. На некоторых швейцарских витражах, которые искусствоведы часто называют геральдическими, изображались гербы заказчиков или владельцев («Витраж с изображением гербов» Иеронима Шпенглера, вышеупомянутая «Фортуна-щитодержательница» и др.).

Экспозиция включает в себя также интересные образцы витражного искусства, созданные мастерами Франции и Нидерландов: в эпоху Возрождения в этих странах уже существовали крупные центры по изготовлению расписных витражных стекол. На выставке представлены великолепные работы французских и нидерландских мастеров на религиозные темы («Иаков и Рахиль», «Договор Авраама с Богом», «Святая Варвара»).

Все эти произведения стали доступны специалистам и ценителям средневекового искусства после долгой и кропотливой работы сотрудников лаборатории по реставрации витражей Эрмитажа.

Не так давно эти же специалисты готовили к возвращению в Германию витражи из Мариенкирхи во Франкфурте-на-Одере. Как утверждает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, передали их с облегчением: «Антихрист, который там был изображен, явно создавал неспокойную обстановку вокруг. Иногда вдруг неожиданно гас свет, какие-то неприятности происходили, будто само место сопротивлялось его присутствию. Так что мы расстались с этой вещью с легким сердцем. Ну, во-первых, с моральной точки зрения: это церковное имущество, а во-вторых, пусть Антихрист лучше от нас подальше держится».

Теперь в Эрмитаже остались только «родные» витражи те, что в разное время приобретались музеем на аукционах и поступали по завещаниям. В частности, сто работ собрал Николай I, еще 20 завещал Эрмитажу в 1840 г. Василий Татищев.

В экспозицию также вошли тонко выписанные пером и тушью подготовительные рисунки к витражам. Как утверждают специалисты, шедевр эрмитажного собрания единственный сохранившийся до наших времен фрагмент подготовительного картона к витражу «Мадонна с младенцем», исполненный Альбрехтом Дюрером для церкви в Нюрнберге.

Эта выставка открывает обширную программу Эрмитажа по изучению и реставрации хранящихся в музее коллекции витражей. Она включает в себя научные конференции, публикации и другие экспозиции.

ИЛЬМИРА СТЕПАНОВА


Санкт-Петербург



©   "Русская мысль", Париж,
N 4434, 5 декабря 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...