ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ |
Большой выставочный зал, в прошлом гараж, с ободранными стенами из кирпича, сам напоминает обгоревший каркас разрушенного дома.
Дом жилище, родное гнездо, место, где проходит большая часть жизни человека. Войны, как неизлечимая болезнь переходя из века в век, лишают людей их пристанища по всему миру.
В выставочном пространстве размещены скульптуры, среди них «Женщина в беде», хроника со всего мира, фотографии подлинных событий и лиц «Дважды беженка», «На новое место», тексты воспоминаний, трагических посланий...
Здесь показана вся трагедия брошенного жилища. Разбросаны груды железа с крыши, окаменелые стулья, оконные рамы, поленья, мертвый очаг, заизвесткованные от пыли и дождей книги, обувь, листки писем. Здесь нет людей, полнота бывшей жизни обращена в пустоту.
Война разрушила дома и судьбы, целые поколения беженцев, переселенцев годами живут надеждой на возвращение.
Оказывается, один из соавторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» был страстным фотолюбителем. В экспозиции собраны 100 фотографий-подлинников из его большого, недавно вышедшего альбома «Илья Ильф фотограф».
Мы встречаемся с характерными визуальными образами эпохи 20-30-х гг. Это и портреты родных и знакомых Ильфа по Москве и Одессе, некоторых знаменитостей того времени, целый ряд портретов женщин в затейливых шляпках и длинных платьях, которые носили в эти годы. Это и уличные сценки: продавец воздушных шаров, конные милиционеры у еще не взорванного храма Христа Спасителя и играющие рядом дети, лыжный поход спортсменов и строительство знаменитого «дома на набережной» для советской верхушки.
Как и романы, популярные до настоящего времени, и в еще большей степени его «Записные книжки», многие фотографии Ильфа полны юмора и сарказма.
С международного конгресса экслибриса в музей Международного союза книголюбов вернулась показанная в Дании выставка
На планшетах экспозиции работы английских, австрийских, немецких, российских, прибалтийских мастеров экслибриса. Это лишь малая часть собрания музея, в котором больше 45 тыс. экспонатов со всего мира.
Один из самых ранних экслибрисов в России «солярный» знак с буквами «в круге» из рукописной книги Соловецкого монастыря (1493). Хорошо сохранилась доска экслибриса маршала Брюса, сподвижника Петра I. Из дарственных поступлений в собрание музея на выставке представлен экземпляр известного коллекционера Д.Шассейна из Франции, посвященный поэту Полю Верлену.
Экслибрис, подобно «тотему», призван охранять книгу. Знаки, начертанные на нем, отражают пристрастия и интересы ее владельца. Задача мастера при выполнении такого заказа связать в своей миниатюре воедино и элементы хронологии, и символы духовных интересов библиофила. Часто это символика античности, геральдики, готики, астрологии, христианства. Любые сочетания, а иногда и «cшибка» разнородных образов здесь вполне оправданы.
Миниатюрные шедевры из личных библиотек с увлечением, как почтовые марки, коллекционируют в клубах, в том числе и в московском музее, за ними охотятся любители и знатоки...
ИРИНА ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4434, 5 декабря 2002 г.
![]() ... |
|
|