ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

По московским осенним вернисажам:

 

«Письма из покинутого дома»

Выставка в Центре-музее им. Андрея Сахарова

Большой выставочный зал, в прошлом гараж, с ободранными стенами из кирпича, сам напоминает обгоревший каркас разрушенного дома.

Дом жилище, родное гнездо, место, где проходит большая часть жизни человека. Войны, как неизлечимая болезнь переходя из века в век, лишают людей их пристанища по всему миру.

В выставочном пространстве размещены скульптуры, среди них «Женщина в беде», хроника со всего мира, фотографии подлинных событий и лиц «Дважды беженка», «На новое место», тексты воспоминаний, трагических посланий...

Здесь показана вся трагедия брошенного жилища. Разбросаны груды железа с крыши, окаменелые стулья, оконные рамы, поленья, мертвый очаг, заизвесткованные от пыли и дождей книги, обувь, листки писем. Здесь нет людей, полнота бывшей жизни обращена в пустоту.

Война разрушила дома и судьбы, целые поколения беженцев, переселенцев годами живут надеждой на возвращение.

«Фотография в альбом»

Московский центр искусств

Оказывается, один из соавторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» был страстным фотолюбителем. В экспозиции собраны 100 фотографий-подлинников из его большого, недавно вышедшего альбома «Илья Ильф фотограф».

Мы встречаемся с характерными визуальными образами эпохи 20-30-х гг. Это и портреты родных и знакомых Ильфа по Москве и Одессе, некоторых знаменитостей того времени, целый ряд портретов женщин в затейливых шляпках и длинных платьях, которые носили в эти годы. Это и уличные сценки: продавец воздушных шаров, конные милиционеры у еще не взорванного храма Христа Спасителя и играющие рядом дети, лыжный поход спортсменов и строительство знаменитого «дома на набережной» для советской верхушки.

Как и романы, популярные до настоящего времени, и в еще большей степени его «Записные книжки», многие фотографии Ильфа полны юмора и сарказма.

Музей экслибриса

Музей Международного союза книголюбов

С международного конгресса экслибриса в музей Международного союза книголюбов вернулась показанная в Дании выставка

На планшетах экспозиции работы английских, австрийских, немецких, российских, прибалтийских мастеров экслибриса. Это лишь малая часть собрания музея, в котором больше 45 тыс. экспонатов со всего мира.

Один из самых ранних экслибрисов в России «солярный» знак с буквами «в круге» из рукописной книги Соловецкого монастыря (1493). Хорошо сохранилась доска экслибриса маршала Брюса, сподвижника Петра I. Из дарственных поступлений в собрание музея на выставке представлен экземпляр известного коллекционера Д.Шассейна из Франции, посвященный поэту Полю Верлену.

Экслибрис, подобно «тотему», призван охранять книгу. Знаки, начертанные на нем, отражают пристрастия и интересы ее владельца. Задача мастера при выполнении такого заказа связать в своей миниатюре воедино и элементы хронологии, и символы духовных интересов библиофила. Часто это символика античности, геральдики, готики, астрологии, христианства. Любые сочетания, а иногда и «cшибка» разнородных образов здесь вполне оправданы.

Миниатюрные шедевры из личных библиотек с увлечением, как почтовые марки, коллекционируют в клубах, в том числе и в московском музее, за ними охотятся любители и знатоки...

ИРИНА ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4434, 5 декабря 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...