МИР ИСКУССТВА

 

Без «образа врага»

Художественный кинофильм «Кукушка», режиссер Александр Рогожкин

КукушкаВ череде фильмов про войну, вышедших в России последнее время, чувствуется какое-то возвращение к прошлому и реанимация советской идеологии. К таким картинам принадлежит фильм Михаила Пташука «В августе 44-го» по повести Богомолова или «Звезда» режиссера Николая Лебедева по Эммануилу Казакевичу (см. «РМ» N4433). Всё о доблести и героизме советских людей, бьющихся с неодушевленным врагом.

Тем отраднее было увидеть картину, выбивающуюся из этого ряда. Режиссер Александр Рогожкин в этом году выпустил антивоенный фильм про Вторую Мировую войну. И названия для русско-финской кинокартины придумать лучше нельзя «Кукушка».

Неблагодарное занятие пересказывать словами фильм и ломать удовольствие тем, кто его не смотрел. Но эта картина настолько хороша, что знай или не знай сюжет смотреть все равно очень интересно.

Действие фильма разворачивается в Заполярье в сентябре 1944 года. Во время советско-германской войны Финляндия, желая взять реванш за проигранную Зимнюю войну, выступила в союзе с Германией. И вторично проиграла.

Фильм начинается с того, что немцы одевают в эсэсовскую форму финского солдата Вейко (актер Вилле Хаапасало знаком российскому зрителю по комедии «Особенности национальной охоты») и приковывают его к скале, а сами уходят. Союзник должен помимо своей воли убивать большевиков, да и сам быть убит.

Но хитроумный Вейко вырывается на свободу.

А рядом с ним тоже оказывается на свободе раненый капитан Красной армии Иван (актер Виктор Бычков). Ему тоже повезло удалось спастись, в то время как его везли на суд за «проявленные антисоветские настроения».

Оба «противника» оказываются в жилище у молодой саамки Анни (Анни-Кристина Юусо). При этом все трое не понимают друг друга из-за языкового барьера. А Иван, из-за эсэсовской формы приняв Вейко за немца, все порывается «фашиста» убить.

«Фашисту» же, не умеющему объяснить, что он никакой не фашист и даже не немец, осточертели война и кровь. Убивать он больше не хочет.

И Анни (девичье имя Кукушка) на высокую политику наплевать. В Зимнюю войну она потеряла мужа, и два солдата для нее просто сильные и красивые мужчины.

Вот в такой своеобразной обстановке и развивается интрига. Совсем не классический любовный треугольник.

Вместе с наличием здорового юмора фильм полон моментов, заставляющих зрителя быть в постоянном напряжении, ибо все время непонятно, как дальше будет развиваться сюжет. Например, в тот момент, когда Анни с помощью колдовства вытягивает подстреленного Иваном Вейко с дороги в царство мертвых. Создается ощущение, что погружаешься в мир финского эпоса «Калевала».

Что в фильме особенно приятно совсем нет «образа врага». Зато есть звучащий во весь голос гимн жизни, и неважно, где эта жизнь проходит в Хельсинки, довоенном Ленинграде или во время войны за Полярным кругом. Она везде жизнь и везде прекрасна и удивительна, в том числе среди скупой и величественной северной природы.

А смерть ужасна. Даже смерть сволочи-энкаведешника, погибшего в фильме от разрыва бомбы.

Финляндия и СССР заключают перемирие, о чем солдаты противоборствующих армий узнают совершенно случайно. Оба уходят каждый в свою сторону и покидают Кукушку Анни, которая остается благодарна незваным гостям.

А зритель остается благодарным за хэеппи-энд режиссеру и актерам. Точнее, не столько за хэппи-энд, сколько за интересный человеческий фильм о бесчеловечных событиях.

РОМАН ШУХЕВИЧ


Санкт-Петербург



©   "Русская мысль", Париж,
N 4434, 5 декабря 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...