КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

 

Храм на Сенной «взорван» во второй раз

Рассказывает член Общественного научно-экспертного совета Санкт-Петербурга, автор проекта восстановления храма Спаса-на-Сенной

Я понимал, что в советское время церковь не восстановить, и объяснил свой проект необходимостью воссоздать ансамбль «ворота в город», над которым с середины XVIII до середины XIX века трудились зодчие Андрей Квасов, Иван Старов, Викентий Баретти и Авраам Мельников. Гауптвахта, стоящая под углом с левой стороны, и почти зеркально повторяющий ее и также стоящий под углом первый ярус колокольни с правой стороны образовывали пропилеи въезд в Санкт-Петербург по Московской дороге. Широко расставленные здания как бы гостеприимно приглашали в город. В этом была строго торжественная «столичность», площадь обретала неповторимый облик.

Уже в 1762 г. город встречал таким образом Екатерину II, въезжавшую в Петербург после коронации из Москвы. Такой площадь видели Пушкин, Достоевский, Некрасов и другие классики, в творчестве которых запечатлены образы Сенной. Площадь любили изображать художники: я знаю более 30 прекрасных живописных и графических работ.

К моему удивлению, тогда, 30 лет назад, проект был одобрен главным архитектором Ленинграда. Но партия быстро «навела порядок»: звонок из Смольного прервал нашу работу. После падения КПСС она продолжилась.

10 июня 1999 г. рухнул бетонный козырек павильона метро, построенного на месте храма. Погибли семь человек. Город был потрясен трагедией. Заговорили о необходимости восстановить храм и даже сместить для этого вестибюль метро. Он и строился как временный «сарай»: планировалось включить его в комплекс авиавокзала с гостиницей, что не осуществилось.

Возрождение храма стало бы актом покаяния за богоборческие времена. Эту идею поддержал очень активный, умеющий организовать инвесторов, приход преподобного Сергия Радонежского на Средней Рогатке. Он согласился стать заказчиком строительства. Против идеи не возражала городская администрация. К 300-летию Санкт-Петербурга мы, конечно, не воссоздали бы огромный пятипрестольный храм, но вполне могли бы сделать «ворота» в город и трехъярусную колокольню.

Однако на площади появились «хозяева», которым захотелось отметиться к юбилею. Глава администрации Адмиралтейского района Юнис Лукманов одобрил нелепый проект стеклянного, похожего на цветочный павильон новодела-часовни, которую намерены строить в глубине двора за вестибюлем метро, в алтарной части бывшего храма. Будущее сооружение, не получившее одобрения Петербургской епархии, даже именуют «часовней-храмом». Если возвращаться к первоначальному проекту научно-исторического восстановления Спаса-на-Сенной, часовню придется сносить.

Отсебятина в центре города никому не нужна. Так же, как и «концептуальная» световая «Башня мира» высотой с пятиэтажный дом, подарок Санкт-Петербургу от Парижа, которую хотят возвести в центре Сенной. Если для площади придумана новая доминанта башня, то зачем тогда ей старая, православная, созданная нашими предками?

Не представляю, как такое хулиганство может соседствовать с храмом, который, по демагогическому заявлению чиновников, «может быть восстановлен в самом центре Санкт-Петербурга через пять лет». Но заказчик уже отказался участвовать в этом сомнительном деле, сославшись на то, что церковь не может строиться рядом с гигантским коммерческим центром, который растет за павильоном метро.

Я убежден, что в историческом центре города, который является охранной зоной, никто не имеет права воплощать новые безумные проекты. Мы может только беречь то, что давно было композиционно и удачно решено до нас. И мы обязаны восстанавливать разрушенное.

ДМИТРИЙ БУТЫРИН
(портал «Credo.Ru»)


Санкт-Петербург



©   "Русская мысль", Париж,
N 4436, 19 декабря 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...