СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Без президента и Патриарха

...но с Глазуновым, Жириновским и Зюгановым

Всемирный и так далее собор организация, напоминающая птицу Феникс: она умирает сразу после своего очередного рождения (тоже именуемого «Всемирным собором»), но исправно воскресает, чаще всего через год, чтобы затем снова временно умереть.

Прародителями этой «птицы Феникс» были две полуэфемерные организации «Всемирный русский конгресс Всесоюзное отделение» и «Всероссийский русский собор». Или, скорее, это были два Всемирный русский народный собор названия одного и того же проекта, с которым в 1989-1993 гг. носился как с писаной торбой по всем официальным инстанциям и неформальным тусовкам бывший комсомольский функционер и профессиональный «патриот» Игорь Кольченко.
   На снимке: Москва, 16 декабря. Во время Собора митрополит Кирилл (второй слева), митрополит Сергий и спикер Госдумы Любовь Слиска.

Идея проекта заключалась в создании всемирной организации русских под эгидой сначала политбюро, потом «Российского Народного фронта» (была такая карликовая организация во главе с Валерием Скурлатовым другом юности Кольченко), потом Ельцина, потом Союза писателей, потом Патриарха (эгида менялась в развитии).

В начале 1993 г. И.Кольченко наконец достучался со своей идеей до одного из власть имущих митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева).

Был создан Международный подготовительный комитет по созыву I Всемирного русского собора, который возглавили митрополит Кирилл, главный редактор «Роман-газеты» Валерий Ганичев, а также сам И.Кольченко и его единомышленница Наталья Нарочницкая, обозначенные в списке сопредседателей как представители некоего Русского университета.

26-28 мая 1993 г. Международный подготовительный комитет провел в Свято-Даниловском монастыре I Всемирный русский собор (ВРС), в котором участвовал Патриарх Алексий II. Сразу после него «птица Феникс» умерла почти на два года (хотя Кольченко был жив и время от времени называл себя «Собором»).

Однако 1-3 февраля 1995 г. митрополит Кирилл провел в Москве II Всемирный русский собор (т.е. съезд церковной и околоцерковной общественности), на котором было декларировано учреждение «Всемирного русского собора» (организации) как «постоянного надпартийного форума» под эгидой РПЦ.

Этот второй собор-съезд был самый интересный из всех. На нем было принято программное заявление не о чем-нибудь, а «о проблеме восстановления монархии в России», в котором утверждалось выходит, от имени РПЦ, что «монархия является оптимальной, исторически опробованной многовековой формой государственной власти в России».

Этот собор принял ряд других довольно радикальных заявлений, антизападнических и резко критических по отношению к властям, проекты которых сочинили представители антиельцинской политической оппозиции Н.Нарочницкая, Михаил Астафьев, Ксения Мяло. Церковные иерархи на съезде националистов как-то потерялись (хотя и заполняли президиум).

В марте 1995 г. И.Кольченко зарегистрировал в Минюсте «Всемирный русский собор» (ВРС) как международную общественную организацию, возглавляемую четырьмя сопредседателями (митрополит Кирилл, И.Кольченко, В.Ганичев, Н.Нарочницкая).

Однако митрополит Кирилл и В.Ганичев, испугавшись радикализма Кольченко и опасаясь гнева властей, эту регистрацию игнорировали и, переименовав в ноябре 1996 г. собор во «Всемирный русский народный», зарегистрировали его в Минюсте под измененным названием как организацию во главе с тремя сопредседателями (митрополит Кирилл, В.Ганичев, Елена Панина без И.Кольченко и Н.Нарочницкой).

В начале декабря 1995 г. в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялся III Всемирный русский (народный) собор, на который с целью продемонстрировать лояльность к власти и плюрализм были приглашены политические деятели всех оттенков, включая Зюганова, Жириновского, Гайдара, Ельцина и Явлинского. Ельцин и Явлинский не пришли. Гайдар пришел первый и последний раз. А «Жирик» и «папаша Зю» стали с тех пор главными украшениями ВРНС.

На третьем соборе радикальность заявлений была умерена. Главой ВРНС был избран Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, его заместителями (сопредседателями) митрополит Кирилл, В.Ганичев и Е.Панина. В президиум ВРНС в числе прочих вошли писатель Владимир Крупин, драматург Виктор Розов, лидер движения «Союз реалистов» (СР) Нина Жукова.

Некоторые участники прежних соборов (И.Кольченко, Н.Нарочницкая, М.Астафьев) начиная с декабря 1995 г. встали на ту позицию, что теперь существует два «собора»: ВРС с двумя (из прежних четырех) сопредседателями Н.Нарочницкой и И.Кольченко и ВРНС во главе с Патриархом и митрополитом Кириллом. Деятельность ВРС, впрочем (от имени которого выступал в основном И.Кольченко), свелась к участию в подписывании коллективных заявлений «православно-патриотической общественности».

IV Всемирный русский народный собор, прошедший под руководством Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла в Свято-Даниловом монастыре 5-7 мая 1997 г., был посвящен теме «здоровья нации». На нем в присутствии вице-премьера Олега Сысуева ораторы (Зюганов, Селезнев, Жириновский, Крупин, а также многочисленные неизвестные сумасшедшие в рясах и без) произнеслимного громких и агрессивных слов о «временном оккупационном режиме».

Но в итоговых документах митрополит Кирилл и Ганичев «перевели стрелки» с «оккупационного режима» на СМИ, в особенности телевидение, объявленные главными виновниками нездорового состояния нации.

После этого до октября 1998 г. о ВРНС опять не было ни слуху ни духу. 9 октября 1998 г. в Свято-Даниловом монастыре состоялась «соборная встреча» Всемирного русского народного собора «Россия: путь к спасению», в которой приняли участие мэр Москвы Юрий Лужков, Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Геннадий Селезнев, экс-премьеры Виктор Черномырдин и Николай Рыжков, а также главный раввин России Адольф Шаевич. В документах встречи и заключительном слове патриарха Алексия II вновь прозвучали резкие оценки «разлагающей роли средств массовой информации» и было выражено желание сотрудничать с новым правительством (Евгения Примакова), «ныне сформированном на широкой политической основе».

6-7 декабря 1999 г. был проведен V Всемирный русский народный собор, который остался малозамеченным на фоне избирательной кампании по выборам в III Государственную Думу.

VI Всемирный русский народный собор прошел в Кремле 13-14 декабря 2001 г.: в президиуме между Патриархом и Жириновским сидел сам президент Путин, и больных на этот собор не пускали (если считать Жириновского здоровым). Поэтому он прошел как скучное номенклатурное мероприятие.

Нынешний VII ВРНС тоже прошел скучновато, несмотря на отсутствие сдерживающих начал президента (однако он прислал поздравление) и заболевшего Патриарха.

Кое-какие изюминки все-таки были.

Художник Глазунов завершил свое выступление «римским приветствием» и лозунгом «Слава России!», но руку выкинул вверх недостаточно энергично, с ладошкой расслабленной (все никак не научится у Баркашова), и лозунг произнес негромко. Поэтому некоторые, кто плохо знает Глазунова, даже подумали, что это был «Рот фронт».

Жириновский потребовал вписать в конституцию, что русский народ является в России государствообразующим, православие в ней главная религия, а форма правления в государстве имперская.

Зюганов обиделся на то, что мероприятие игнорировали представители правительства, и жалостно посетовал, что среди министров «нет ни одного русского человека» (хотя если посудить здраво: чего делать «нерусским» министрам на «русском» мероприятии?).

А основная мысль седьмого ВРНС, выраженная в итоговом «соборном послании» и пересказанная митрополитом Криллом своими словами, звучит так:

«Государство не должно играть преобладающую роль в экономике, но и не должно снимать с себя ответственность за экономические реформы в обществе, оно должно быть капитаном корабля, на котором мы все плывем».

ВЛАДИМИР ПРИБЫЛОВСКИЙ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4437, 26 декабря 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...