ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

Рисунки из-под краски

Выставка в лондонской Национальной галерее.

На выставке «Рисунки под красочным слоем» представлено 16 работ крупных итальянских, немецких и нидерландских мастеров эпохи Возрождения из собраний Национальной галереи Рафаэля, Джорджоне, Кривелли, Альтдорфера, Мемлинга, Питера Брейгеля и др. Рядом с каждой из них представлены фотографии в натуральную величину рисунков, которые путем просвечивания обнаружены под красочным слоем этих картин.

Метод просвечивания картин старых мастеров с целью обнаружить то, что лежит под красочным слоем, не нов. Но теперь этот метод значительно усовершенствовался. Он подробно описан в научном каталоге к выставке. Говоря коротко, просвечивание теперь ведется инфракрасными лучами, которые проникают сквозь красочный слой картины, выявляя все, что находится под ним, обычно предварительный рисунок; одновременно такой рисунок фиксируется на экране особой чувствительности, а затем в дело включаются компьюторы, которые проверяют, корректируют изображение, иногда восстанавливают его утерянные фрагменты. Остается только сфотографировать его, увеличить до натурального размера, и вот на выставке мы видим точное воспроизведение первоначального замысла художника, видим, как у разных мастеров в процессе работы над картиной менялось соотношение между предварительным рисунком и окончательным живописным вариантом.

Во времена Возрождения художник, приступая к работе над картиной, делал детальный рисунок на бумаге, потом, чаще всего по клеточкам, копировал его на холст и накладывал на него краску. Но каждый художник следовал тут собственному методу.

Например, у итальянского мастера середины XV века Козимо Туры мы наблюдаем гораздо более свободное отношение к предварительному замыслу. В его «Святом Иерониме» живопись точно воспроизводит композицию рисунка, лицо святого, его одежду, но элементы пейзажа, второстепенные персонажи лишь намечены, и в процессе работы Тура вносит сюда новые детали. А Понтормо, работавший позже, вообще выбрасывает целые куски из первоначального замысла и заменяет их другими. С ходом времени рисунок становится лишь композиционной схемой, которой вольно следует мастер.

Интересно тут также индивидуальное отношение разных мастеров к соотношению рисунка и живописи. Рафаэль, например, строго следует рисунку. В своей картине «Мадонна, Христос и Иоанн Креститель» он точно воспроизводит рисунок за исключением лица Мадонны; но при работе над картиной начинают действовать законы цветовых соотношений, внося коррективы в первоначальный замысел. Питер Брейгель, наоборот, в рисунке подробно разрабатывает характеры, выражения лиц своих персонажей, а одежды и пейзаж намечает лишь общим контуром.

Все это представляет собой богатый материал для историков искусства. Но значение выставки этим не ограничивается. Предварительные рисунки художников эпохи Возрождения по большей части не сохранились, а на выставке мы видим целый ряд новых графических работ великих мастеров, в ряде случаев отличающихся от тех картин, для которых они были предназначены. Как отмечает один английский рецензент, есть люди, которые, глядя на часы, интересуются только точным временем, а есть такие, кого занимает работа их механизма. Эта выставка прежде всего для тех, кто интересуется механизмом творчества.

Выставка открыта до 16 февраля 2003 года.

ФЛОРА МАРКИЗ


Лондон



©   "Русская мысль", Париж,
N 4437, 26 декабря 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...