Ядерный шантаж

Хорошо рассчитанный и наглый шаг Северной Кореи застал Вашингтон врасплох

КНДР уже однажды выходила из Договора в марте 1993 года. Тогда администрация Клинтона сделала все возможное, чтобы вернуть Пхеньян на путь истинный. Усилия увенчались успехом: в 1994 г. было достигнуто двустороннее соглашение, по которому Северная Корея замораживала свою ядерную программу в обмен Пхеньян, демонстрацияна строительство с помощью США двух реакторов на легкой воде, сравнительно безопасных в военном отношении. Кроме того, Вашингтон обязался ежегодно поставлять КНДР 500 тыс. тонн мазута.
   На снимке: Миллионная демонстрация в Пхеньяне в поддержку решения властей о выходе КНДР из Договора о нерааспространении ядерного оружия.

Однако строительство легководных реакторов отстало от графика, а в декабре прошлого года США прекратили поставки топлива в ответ на откровения Пхеньяна о продолжении развития своей ядерной программы. Недолго думая северокорейское правительство открыто запустило реакторы и выслало из страны инспекторов МАГАТЭ. Выход из Договора о нераспространении ядерного оружия стал последним шагом.

Правда, власти КНДР подчеркнули, что намерены использовать свои атомные объекты исключительно в мирных целях. Тем не менее заявление Пхеньяна было встречено крайне негативно в первую очередь ближайшими соседями. Правительство Японии решило потребовать от КНДР пересмотра решения, а китайское государственное информационное агентство «Синьхуа» осудило действия Пхеньяна и призвало к сохранению безъядерного статуса Корейского полуострова.

Северная Корея отреагировала на все это наглым заявлением, что будет рассматривать любые санкции международного сообщества как объявление войны. Она примет в ответ на них еще более внушительные меры обороны, и ни один враг Северной Кореи не сможет чувствовать себя в безопасности, отчеканил в конце недели орган компартии КНДР «Родон Синмун».

При этом режим Ким Чен Ира все же решил не сжигать все мосты: 11 января посол КНДР в Австрии Ким Хван Соп на специально созванной пресс-конференции заявил, что, если США положат конец своей «враждебной политике» по отношению к Пхеньяну, тот готов предоставить доказательства, что не располагает ни ядерным оружием, ни программой по производству атомных ракет. Посол подчеркнул, что выход из договора всего лишь «акт самозащиты». Ему вторил в понедельник посол КНДР в Москве Пак Ы Чун, который заявил, что Северная Корея может В декабре 2002 года КНДР разморозила строительство атомного реактора в Кумхоснова присоединиться к договору, если США перестанут использовать МАГАТЭ как инструмент давления на Пхеньян.
   На снимке: В декабре 2002 года КНДР разморозила строительство атомного реактора в Кумхо.

После этих заявлений в Вашингтоне было принято решение максимально активизировать все имеющиеся дипломатические каналы, а также подключить к разрешению конфликта КНР, Россию, Южную Корею и Японию. В Сеул немедленно прибыл помощник госсекретаря США Джеймс Келли. После переговоров с новоизбранным президентом Южной Кореи Но Му Хеном, он заявил, что Вашингтон может снова оказать помощь КНДР для выхода из энергетического кризиса, если ситуация вокруг ядерной программы Пхеньяна разрешится.

Такая уступчивость и готовность США к дипломатическому урегулированию северокорейского конфликта на фоне жесткой линии, проводимой по отношению к Багдаду (см. статью нашего вашингтонского корреспондента в «РМ» N4438), не осталась незамеченой. В интервью газете «Фигаро» бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт подвергла критике иракскую политику Вашингтона. По ее мнению, сегодня наибольшую опасность представляет собой Северная Корея.

Действительно вызывает недоумение, что в то время как Ким Чен Ир принимает решение о немедленном выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия и прекращении сотрудничества с МАГАТЭ, США даже не угрожают Пхеньяну скорым применением военной силы, а в случае с Багдадом, несмотря на отсутствие доказательств того, что в распоряжении Саддама Хусейна находится оружие массового поражения, начало военных действий Соединенных Штатов против Ирака представляется лишь делом времени. Чем же отличается арабский диктатор от азиатского? Только запасами нефти?

Cуществует одно существенное различие: Белый Дом уверен, что Ким Чен Ир, несмотря на все его заявления, уже имеет в своем распоряжении одну-две атомных бомбы. Именно это теоретическое наличие ядерного оружия у непредсказуемого Пхеньяна играет для США роль сдерживающего фактора. Ведь в случае нанесения Северной Кореей атомного удара по Южной Корее в числе первых жертв окажется 37-тысячный американский военный контингент, дислоцированный на ее территории.

Комментируя создавшуюся ситуацию, немецкий журнал «Фокус» отмечал: «В отличие от Ирака, Джордж Буш намерен решить спор о ядерной программе КНДР "дипломатическими методами". Многие задаются вопросом, почему же США применяют политику "двойных стандартов" по отношению к государствам, составляющим, по определению Буша, "ось зла". Военное вторжение в Северную Корею может обернуться катастрофой для всего дальневосточного региона в этом сходится большинство экспертов. Десятимиллионный Сеул находится в сфере досягаемости северокорейской артиллерии. В случае эскалации конфликта подвергнуться ракетному обстрелу может и Япония. Такие мрачные сценарии только на руку сторонникам силовых методов из правительства Буша. Их логика такова: для нанесения превентивного удара по Северной Корее время уже упущено. Что же касается Ирака, то начать войну лучше как можно скорее, пока еще не поздно».

В игре, навязанной Ким Чен Иром Вашингтону, приходится также считаться с совершенно другой геополитической ситуацией: насчет войны с Ираком КНР и Россию, постоянных членов Совета Безопасности ООН с правом вето, еще можно будет уговорить, пойдя на уступки в других вопросах (например, по Тайваню или Чечне) или пообещав учитывать их интересы в сфере нефтяного бизнеса.

Что же касается КНДР, то здесь интересы Москвы и Пекина затронуты в куда большей степени хотя бы ввиду географического положения. Маловероятно, что КНР будет бездействовать, если по соседству с ней разгорится серьезный конфликт между КНДР и США. В Пекине и так искоса смотрят на постоянное наращивание американского военного присутствия в близлежащих регионах. Если же Вашингтон будет еще и угрожать войной Пхеньяну, давнему союзнику Пекина, то это станет серьезным испытанием для китайско-американских отношений, чего вовсе не хотят правительства обех стран.

Холодно рассчитанный, наглый шантаж Ким Чен Ира застал Вашингтон врасплох и продемонстрировал границы силовых возможностей США. Как отмечает обозреватель «Немецкой волны» Райнер Золлих: «Из всего этого можно сделать печальный вывод: у "стран-изгоев" есть шанс быть нетронутыми самопровозглашенным "мировым полицейским" США, если они находятся по соседству с державами, соперничающими с американцами. Если они своевременно хорошо вооружились и, как Северная Корея, обладают достаточной смелостью вымогать на этом основании экономическую помощь обанкротившейся диктатуре».



©   "Русская мысль", Париж,
N 4439, 16 января 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...