Российская государственная

Школа при посольстве РФ в Париже приспосабливается и открывает новые возможности по изучению русского языка

На страницах «РМ» не раз шел разговор о том, как русская эмиграция сохраняла и передавала подрастающим поколениям свое культурное наследие и в первую очередь основы родного языка. Важность и необходимость

Перечень других публикаций
«Русской мысли»
из серии РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
можно найти на нашем сайте в специальном разделе ДИАСПОРА

(см. верхнее поле окна).
таких усилий в первой половине ХХ века не вызывала сомнений.

С тех пор мир изменился. Термин «эмигрант» стал неуместным по отношению к россиянам, перебирающимся на место жительства в Европу или за океан. Понятие «экономическая миграция» все чаще употребляется при характеристике новых переселенцев. Да и люди эти зачастую живут на два дома, оставляя в России квартиру и наезжая туда в отпуск. Родной язык они, к счастью, не забыли, а вот их дети? Им-то он нужен? Особенно в наше время, когда по планете с большим отрывом от соперников победно шествует язык Билла Гейтса.

Михаил Эпштейн, бывший филфаковец МГУ, ныне профессор русской литературы в Атланте (США), высказывается по этому поводу предельно ясно: «У нас, русскоговорящих, разъехавшихся по всему миру россиян (американцев, израильтян, австралийцев, канадцев, германцев), есть единственное общее наследие язык. Напрасно искать общности на каких-то политических платформах или в культурных программах здесь нас разделяют возраст, воспитание, место жительства, вкусы. Но язык знаковая система, которая сформировала наше мышление, культурный генофонд, у нас один, и, значит, первейшая забота и точка единения не дать вымереть и угаснуть языку».

Сегодня во Франции можно лишь с печалью наблюдать за тем, как за последние пятнадцать лет значительно сократилось число классов, кафедр, курсов русского языка в учебных заведениях разных уровней. В начале прошлого года мы рассказали о двух русских «средовых школах» (где учеба проходит в свободный от французских занятий день), действующих при православных церковных приходах Парижа. На этот раз речь пойдет о российской государственной школе, функционирующей на территории посольства России во Франции.

Возникла она в результате соглашения между правительствами СССР и Франции о взаимном предоставлении участков для строительства посольств и жилых зон. Школа при российском посольстве в Париже (1)Тогда СССР и построил «бункер» на бульваре Ланна (в 16-м округе столицы), где эта школа размещается и поныне.
   На снимке: "Посольская" школа на бульваре Ланна.

Сюда принимают детей с семилетнего возраста, худо-бедно говорящих по-русски и желающих дальше изучать русский язык, литературу, историю. Занятия проводятся по средам с трех до шести вечера (в старших классах до семи) и считаются формой обучения экстерном. В начальных классах к словесным наукам добавлен урок математики. В средних и старших классах число изучаемых дисциплин растет, как снежный ком. К выпускному 11-му классу ученик должен освоить курсы физики, химии, биологии, алгебры и геометрии. Естественно, что при такой нагрузке к финишу приходят единицы.

В текущем учебном году в посольскую школу по средам ходит 156 человек. Основной поток наполняет младшие классы, в них 80 человек, на средней ступени учится 67 человек, а в 10-11 классах всего 8 учащихся. Треть экстернов постоянно живут во Франции, в основном это дети из смешанных французско-русских семей. В школу ходят также дети работников посольств Узбекистана, Грузии, Казахстана, Украины, Туркмении, Азербайджана и Белоруссии. Обучение платное и составляет в начальной школе 400 евро, в средней 500, а за 9-11-е классы родителям приходится выкладывать 600 евро в год.

Посольская школа имеет статус ассоциированной школы ЮНЕСКО, которое содействует развитию программ по обучению гуманитарным дисциплинам и экологии. Календарь памятных дат, отмечаемых по инициативе международной организации, также находит свое отражение в учебном процессе. В школе 28 учителей, из них пятеро преподают русский язык и литературу. Преподавательский состав частично приезжает из России, частично пополняется на месте, с обязательным условием иметь высшее педагогическое образование. Примерный учебный план и учебники ежегодно присылаются из Москвы, но школа утверждает личное расписание, исходя из своей специфики.

Закончившим 4 класса выдается свидетельство об окончании начальной школы. Те, кто сходит с дистанции после экзаменов за 9-й класс, становятся обладателями российского государственного аттестата об основном общем образовании с правом поступления в средние специальные учебные заведения России. После июньских выпускных экзаменов из Москвы приезжают экзаменационные комиссии Московского авиационного института и Плехановской академии. В случае успеха у Школа при российском посольстве в Париже (2)новоиспеченного студента есть выбор: ехать учиться в Москву в вышеназванные вузы или с полученной справкой переводиться в один из парижских.
   На снимке: Русская школа в здании посольства России в Париже на бульваре Ланна.

Плюсы российской государственной школы в плане изучения русского языка, литературы и культуры очевидны впрочем, как и ее минусы. Пройти полную программу полноценного учебного заведения в свободное от основных (французских) занятий время, т.е. в выходные дни, физически невозможно. Знаю это на примере собственного сына, который, неплохо сдав экзамены за девятый класс, вынужден был, тем не менее, распрощаться со «средовыми» уроками.

Около десяти лет я была свидетельницей страстей (мой второй сын почти повторил путь старшего брата), кипевших на родительских собраниях, где мамы и папы умоляли сократить непосильные, да и ненужные уроки по точным и естественным наукам, тщетно доказывая, что законы физики и математики от языка преподавания не меняются. Педсовет был неумолим. И вот в этом году безнадежное дело, кажется, начало сдвигаться с мертвой точки.

В минувшем сентябре в школе открыли специальные группы русского языка и литературы, в которых занятия с детьми от 7 до 16 лет проводятся два раза в неделю (по средам и субботам). Их численный состав не превышает пяти человек, возможны и индивидуальные уроки. Оплата осуществляется помесячно и составляет 10 евро за урок (т.е. за два академических часа). Присоединиться к такой группе можно и в середине года. Стала возможной и более гибкая форма обучения в средних и старших классах. Оценки, получаемые во французских колледжах и лицеях по эквивалентным дисциплинам, могут быть зачтены (после их перевода в пятибалльную систему) в русском табеле. По окончании школы выпускники будут сдавать четыре экзамена: два обязательных русский и математика и два на выбор учащегося, одним из них может быть, например, иностранный (французский) язык.

Еще одно новшество, которое пока еще ждет своего окончательного воплощения, заинтересует скорее, взрослое население. Институт русского языка Российской Академии наук разработал специальную трехступенчатую программу знания русского языка. Директор парижской школы Валерий Михайлович Заварыкин готов приглашать сотрудников института во Францию для собеседований, тестирований и выдачи желающим специальных государственных свидетельств, удостоверяющих уровень владения русским языком. Ответить на все возникшие вопросы Валерий Михайлович готов по телефону (01.45.04.05.50, 01.45.04.40.30) или пригласив вас на встречу.



©   "Русская мысль", Париж,
N 4439, 16 января 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...