Выставка в Париже

На все стили мастер

Франсис Пикабиа в Парижском городском
музее современного искусства

Чтобы разобраться в современном искусстве, вовсе не обязательно идти в библиотеку и, обложившись книгами, выстраивать его генеалогическое древо. Не каждый решится и записаться на курс лекций, чтобы с помощью диапозитивов и слайдов проходить ликбез. Куда приятнее отправиться на выставку и на подлинном материале проследить эволюцию искусств, например, первой половины ХХ века. Ретроспектива Франсиса Пикабиа как нельзя лучше подходит к такой задаче.

Пройдясь по всем направлениям и не примкнув ни к одной группе, художник следовал своей жизненной формуле: «Всякое убеждение болезнь». «Надеюсь, мою живопись не занесут ни в какой "изм"», записал художник. Надежды Франсиса Пикабиа целиком оправдались.

Экспозиция в Парижском городском музее современного искусства открывается первыми импрессионистскими работами Пикабиа, выполненными в манере Клода Моне (о чем говорят и их названия «Эффект солнца на берегах Луэна», «Эффект утра»). Позже художник обратился к ярким краскам фовизма («Адам и Ева»). Как только на горизонте обозначился кубизм, он начал изображать реальность геометрическими формами («Источник»). Поскольку удержу Пикабиа не знал ни в чем, то однажды Франсис Пикабиа-1 от разнообразных излишеств жизни у него случилась депрессия. Лечиться он отправился в Швейцарию. Там в его творчестве наступила краткая эра дадаизма.

Личность Пикабиа показана на выставке во всей многогранности и калейдоскопичности его увлечений. Равное с живописью место в ней уделено манифесту дадаизма, бюллетеням и программам, которые он сочинял с Тристаном Тцарой. В витринах можно увидеть плоды его издательской деятельности авангардистский журнал «391», где печатались и статьи самого Пикабиа по искусству. Демонстрируются сборники его стихов (кстати, стихи Пикабиа вышли по-русски в интернет-журнале «Лавка языков» в переводах Максима Анкудинова).

Франсис Пикабиа-3 Параллельно с сочинительством Пикабиа регулярно выставлялся на «Осеннем салоне», где его произведения постоянно вызывали скандал. Ему непременно хотелось попробовать всех яств на празднике жизни, поэтому, переехав на Лазурный берег и устраивая там вечеринки и балы, он забавлялся, разрисовывая программы, афиши и меню.

В двух залах демонстрируется фильм «Антракт», который художник сделал с известным режиссером Рене Клером, снялся в нем сам и пригласил своих друзей Марселя Дюшана и Ман Рея. Пикабиа сделал костюмы и сценографию к балету «Передышка» Эрика Сати (тоже игравшего в «Антракте»).

Художник происходил из состоятельной семьи и коллекционировал автомобили. Точно так же он коллекционировал и живописные стили, всякий раз искренне увлекаясь новинкой. После поездки в Нью-Йорк на «Армори-шоу» Пикабиа попал под власть индустриального объекта. «Современные механизмы я перенес в мою мастерскую», помечает он в своих записях. Франсис Пикабиа-2Его технические рисунки («Тележка», «Авиация», «Лампа») часто разбавлялись текстом или наделялись сексуальными метафорами. Забавно выглядят коллажи, в которых автор использовал спички, монеты, бигуди, макароны, расчески («Женщина со спичками», «Перья»).

Экспрессионистская серия «Монстры» (уродливость персонажей в ней доведена до гротеска) дает нелестный срез высшего общества, коротающего зиму на Лазурном берегу в беспрерывной смене празднеств и карнавалов. В 1930-е появляется новый цикл «Прозрачность», где художник пользуется приемом наложения одной композиции на другую. Сквозь мифологические, античные или испанские сюжеты проступают Франсис Пикабиа-4образы современных автору женщин («Таити», «Саломея», «Минос»).

В следующее десятилетие живописец был покорен глянцевыми журналами и с удовольствием копировал помещенные там фотоснимки («Весна», «Две подруги», «Пять женщин») проблематика соотношения живописи и фотографии волновала художника еще с дадаистской эпохи.

В конце жизни Пикабиа ушел в абстракцию (серия «Точки»), но позволял себе время от времени писать и фигуративные картины, в которых он использовал различного рода символику (эротики «Эгоист», примитивизма «Маска»). Как сказал сам художник: «Я хочу создать живопись Франсиса Пикабиа, способную понравиться и консьержке, и продвинутому человеку».

Выставка открыта до 16 марта.



©   "Русская мысль", Париж,
N 4440, 23 января 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...