Московские вернисажи:
Наши классики

Михаил Рогинский в Третьяковке
и в галерее «Сэм Брук»

В рамках программы «Классики неофициального русского искусства» Государственная Третьяковская галерея показала выставку Михаила Рогинского «Пешеходная зона». Художник-шестидесятник, он преподавал и работал в театре в Москве, с 1978 г. живет и работает в Париже.

Экспозиция представляет ранее неизвестное широкой публике в России творчество художника. Картины собраны из частных собраний Москвы (коллекция Л.П.Талочкина) и Парижа. Среди экспонатов ставшие уже легендарными работы 1964-1965 гг. «Мосгаз», «Спички», «Примус», «Дверь».

Рогинский. ПримусТворчество М.Рогинского даже сегодня выглядит радикальным. Его «портреты вещей» отличает жесткая аналитика изображения в сочетании с высоким качеством письма. Живописные объекты из повседневной жизни становятся у него, как в прозе Андрея Платонова, как бы ритуальными в своей простоте.

Став «отцом советского поп-арта», он уже тогда определил круг формальных приемов, которые спустя десятилетие окажутся актуальными для художников московского концептуализма.

Среди работ парижского периода большая часть картин художника навеяна былой московской жизнью. По этому поводу Рогинский объясняет: «У меня нет ностальгии. Для меня это просто живопись, и отнюдь не "социальная", как это было у передвижников». Еще он говорит, что отгораживается «московским забором от красот Парижа».

Написанные по памяти пустые заснеженные дворы, пустыри окраин, очереди в магазинах тех лет, толпа на остановках трамваев это портрет целой эпохи. Ряд этих работ сегодня наконец вошли в собрание Третьяковки.

Самый недавний цикл работ Михаила Рогинского, вплоть до 2002 г., выставлен в галерее «Сэм Брук» (в Центре-музее Владимира Высоцкого) вместе с выставкой «Русские в Париже» известного в России и за рубежом фотохудожника Владимира Луповского.

На фотографиях 1998-2000 гг. художники и другие известные русские парижане: О.Рабин, В.Кропивницкая, А.Хвостенко, М.Бурджелян, М.Синявская, Б.Заборов, Г.Файф и т.д. Они сняты в мастерских, на парижских улочках, в домашней обстановке.

Главным для этой совместной выставки стала попытка создать особую атмосферу, ту «живописную ауру», которую хранит, по мнению М.Рогинского, память русского художника: «Они русские навсегда и в Париже». Поэтому цикл Рогинского «Городские виды»: спокойные по колориту пейзажи Москвы, картины «Двор по памяти», «Развеска белья», «Букет в банке» хорошо дополняет документированную на фотографиях сторону жизни парижских русских.

Эта выставка живописи и фотографии в галерее «Сэм Брук» продолжила ее проект знакомства зрителей с современной парижской художественной жизнью.



©   "Русская мысль", Париж,
N 4441, 30 января 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...