Нас мало и очень много...

С Владимиром Батшевым, издателем
ежемесячника «Литературный европеец»,
беседует Кира Сапгир

Батшев Мы решили во весь голос заявить о себе, о нашем творческом союзе! У нас были даже членские билеты! Ведь мы издавали свои журналы, машинописные конечно, «Авангард», «Сфинксы», «Рикошет». Нам отдавали должное Вознесенский, Сапгир, Евтушенко...

Да, группа распалась, не просуществовав и полутора лет. В 1965-м наступили брежневские «заморозки». В дурдом посадили Губанова. За демонстрацию на Красной площади против советского вторжения в Чехословакию попал в лагеря Вадим Делоне. А в борьбе с инакомыслящими тогда широко применялась статья «за тунеядство», по которой раньше, чуть ли не первым, осудили Бродского. Удобная для властей и ГБ статья...

Естественно. Причиной гонений была наша борьба.

Самым активным образом. Я организовал 14 апреля 1965 г. демонстрацию в защиту СМОГа, был арестован КГБ возле здания ЦДЛ и получил... пять суток! Смешно!

Ни с той, ни с другой стороны. 2 декабря того же года я был арестован вместе с Владимиром Буковским за подготовку демонстрации в защиту Синявского и Даниэля. Помещен в дурдом. 3 марта 1966 г. меня взяли по обвинению в подготовке демонстрации памяти жертв сталинского террора и 25 апреля осудили на пять лет ссылки в Красноярский край опять-таки за тунеядство. В 1968-м под давлением международного общественного мнения я был освобожден по амнистии, в основном благодаря издательству «Посев» и журналу «Грани», где у меня в 1965 г. появилась первая публикация.

После освобождения я закончил сценарный факультет ВГИКа, написал несколько реализованных киносценариев, радиоспектаклей, пьес... В перестроечную эпоху, с 1989 по 1991 гг., я был представителем издательства «Посев» в Москве. В начале 90-х заместителем главного редактора газеты «Литературные новости». Затем в 1993 г. организовал в Москве собственное издательство. За два года там вышло 25 книг современных писателей, в том числе Бориса Рахманина, Евгения Кушева, Юлии Вознесенской и др. В январе 1995 г. я эмигрировал в Германию.

До сих пор издано 17 моих книг самых разных жанров, в том числе документальная трилогия «Власов. Опыты литературного исследования» два первых тома уже вышли в Германии. (См. рецензию в «РМ» N4401. Ред.)

Власов фигура незаслуженно забытая и оболганная российскими историками. Это герой и мученик. Я захотел рассказать об этом человеке так, как я его вижу. Идея написать эту книгу возникла у меня еще в 1989 году. Изначально я задумал роман наподобие биографий в серии ЖЗЛ. Но вскоре такая задача в сравнении с возможностью показать освободительное движение народов России в период войны показалась мне мелкой. И тогда сама биография Власова стала лишь одной из линий книги. Главная же тема в ней гражданская война в СССР в 1941-1945 годах.

Это не гипербола война такая шла. Однако российская историография ее, конечно же, замалчивает. Как замалчивает российская критика и этот мой труд...

Оттого что и сегодня российские издательства, какими бы независимыми они ни объявляли себя, действуют по-прежнему с оглядкой на власть. Они мне предложили переделать книгу. Представить освободительное движение, возглавленное Власовым не как антисоветское, а как узко антисталинское. То есть выхолостить самую суть. Она вышла в том виде, в котором была задумана, и нет ничего удивительного в том, что российская критика предпочитает ее не замечать.

Журнал чисто литературный и посвящен одной только литературе. В нем публикуются такие яркие авторы, как Борис Хазанов, Юрий Дружников, Василий Бетаки, Алла Рахманина, Юрий Финн, Леонид Ицелев, Николай Боков. За повесть «Записки из подвала», напечатанную у нас в N3, Наталья Стремитина получила австрийскую литературную премию 1998 года. Со страниц «ЛЕ» пришли к читателю неизвестные стихи Л.Губанова, А.Амальрика.

Что до оформления со дня основания у нас работает и отличный художник-оформитель Юра Диденко, время от времени публикуют иллюстрации известные художники-сатирики, в прошлом узники советских концлагерей Борис Мухаметшин и Вячеслав Сысоев. У журнала корреспонденты во всех европейских столицах, на Украине, в России и в США тоже. Одним словом, нас мало и очень много...

Мои авторы пайщики журнала. Их пай подписка, а взнос, конечно же, литература. Собственно, это товарищество на паях.

У нас печататься могут только подписчики, притом на безгонорарной основе. Так сказать, не имей сто рублей, а имей сто творческих друзей! И у нас таких постоянных авторов уже около двух сотен. При этом графоманов мы не печатаем ни при каких условиях, даже с приплатой.

Но все же не деньги определяют литературу, а сама литература. Деньги просто одевают книги в глянцевые суперобложки, без которых прожить можно была бы правовая защита. Такая защита имеется на Западе, а без нее никакие букеры-антибукеры не спасают от беспредела. Сегодня, скажем, у тамошнего автора в руках премия конверт с долларами, а завтра выходит погромный указ «за распространение порнографии», как в случае с Сорокиным; либо бесконечный судебный тупик, как в деле Лимонова...

Сейчас и впредь: Смелость, Мысль, Образ, Глубина!


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4442, 6 февраля 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...