Лампочка Чубайса

«Электроэнергетический пакет»
на рассмотрении Государственной Думы

В прошлую пятницу, 14 февраля, реформа российской электроэнергетики вошла в решающую фазу. Дума приняла во втором чтении пакет законопроектов, имеющих отношение к реформе. В него входят шесть законопроектов: законопроект «Об электроэнергетике», законопроект «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период», проект закона об энерготарифах, поправки в закон о естественных монополиях, изменения в Гражданский Кодекс в связи с реформой электроэнергетики и законопроект «О внесении изменений в федеральный закон об энергосбережении».

История «электроэнергетического пакета» была, мягко говоря, негладкой. Его инициаторы руководство РАО «ЕЭС России» (проще говоря, Анатолий Чубайс) рассчитывали на то, что законопроекты в первом чтении будут приняты весной 2002 года. Реально это случилось только в октябре. Второе и третье чтение пакета были первоначально запланированы на осеннюю сессию 2002 г. сейчас, как известно, февраль. Ожесточенное сопротивление пакету «по версии Чубайса» оказывали, во-первых, советник президента по экономике Андрей Илларионов, во-вторых, думские центристы (четыре фракции пропрезидентского большинства). Злые люди, отказывающие центристам в праве на собственное мнение только из-за того, что те открыто поддерживают исполнительную власть, говорили, что думцами дирижирует Кремль.

Если попытаться пересказать суть спора «Илларионов-Чубайс» в двух словах, то Илларионов утверждал, что правильный путь реформирования электроэнергетики это разделение РАО «ЕЭС России» на вертикально-интегрированные компании, примерно так, как это было сделано при реформировании нефтяной промышленности. Точка зрения Чубайса, которая в итоге победила, состояла в том, что электроэнергетических «лукойлов» с «юкосами» создавать нельзя, потому что это приведет к дисбалансу тарифов (одни будут продавать электроэнергию дешевле, а другие дороже), а следует разделить производство, транспортировку и сбыт энергии. Кроме того, Илларионов осуждал Чубайса за слишком высокие тарифы. Тот, естественно, отвечал, что тарифы, напротив, слишком низкие. Наконец, советник президента считал неудовлетворительными результаты, достигнутые «РАО ЕЭС» под мудрым руководством Чубайса, указывая, в частности, на снизившуюся капитализацию компании; Чубайс же на это замечал, что главной причиной снижения капитализации РАО являются недоброжелательные высказывания Илларионова.

Центристские фракции были, во-первых, недовольны уменьшением государственного регулирования отрасли, во-вторых, обеспокоены возможным ростом цен (особенно в предвыборный год). В частности, они отказывались приступить к обсуждению энергетического пакета, пока президент не подписал инициированный ими закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», который разрешает повышать тарифы только раз в год (причем предел их повышения устанавливается правительством заранее, в момент принятия бюджета). Кстати, в промежутке между тем, как закон приняла Дума, и тем, как его подписал президент, региональные энергетические комиссии (РЭКи) успели повысить тарифы «с запасом». Думцы, разумеется, возмущались и требовали вмешательства генерального прокурора, но, видимо, по форме все было сделано вполне законно.

В результате переговоров между менеджерами РАО и центристами в законопроекты был внесен запрет на веерные отключения электроэнергии, доля государства в создающихся на базе РАО АО Федеральной сетевой компании и Системном операторе единой энергетической системы увеличена с 52 до 75%, а представители Думы делегированы в координационный совет Администратора торговой системы. Также центристы добились того, что как минимум в ближайшие три года тарифы на электроэнергию для населения будет регулировать правительство.

После того как Чубайс и большинство Думы пришли к компромиссу, принятие закона было обеспечено. Коммунисты, тем не менее, попытались снять пакет с рассмотрения, ссылаясь на то, что он направлен на разрушение единой энергетической системы России, а следовательно, и самой России. Кроме «Яблока», их никто не поддержал. «Яблочники» выступают против реформы по Чубайсу, поскольку считают, что она отдаст энергетику в руки кучки олигархов, отчего население только проиграет. Члены другой правой фракции Союза правых сил по естественным причинам поддерживали реформы своего однопартийца с самого начала.

Разумеется, для неспециалистов главный интерес от реформы в том, чтобы электричество было доступно и как таковое (чтобы не отключали), и по цене. Что можно сказать по этому поводу? С окончательным принятием законопроектов начнется длительный переходный период, который продлится как минимум до 2005, а то и до 2008 года (то есть до конца президентства Путина). Все это время цены будет регулировать, то есть повышать, правительство. Точка зрения Чубайса, о которой неоднократно сообщалось в релизах РАО ЕЭС, состоит в том, что цены на электроэнергию для населения занижены в 7-8 раз. Насколько с ней согласно или несогласно правительство, неизвестно. Можно предположить, что, поскольку свободного рынка электроэнергии в ближайшее время не предвидится, то правительство будет повышать тарифы в соответствии со своими интуитивными представлениями о степени платежеспособности населения.

Поскольку в третьем чтении, как правило, существенных изменений в законопроекты не вносится, то можно считать, что судьба РАО «ЕЭС России» решена. Последней инстанцией, которая может повлиять на энергетический пакет, является Совет Федерации, но он вряд ли станет это делать. О последствиях реформы граждане и предприятия узнают из счетов за электричество.



©   "Русская мысль", Париж,
N 4444, 20 февраля 2003 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

     ...